18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Премией Тёрнера награждена группа активистов из Северной Ирландии

Коллектив Array, художники-активисты из Белфаста, получили главную художественную награду Британии за «Паб без разрешения», став первыми лауреатами премии из Северной Ирландии. А в конкурсе на ее соискание впервые участвовали только группы активистов

Победители получат £25 тыс.; еще по £10 тыс. вручат четырем коллективам, вошедшим в шорт-лист Премии Тёрнера. Впервые в конкурсе на ее соискание представлены только творческие группы активистов и ни одного художника-одиночки.

Выставка номинантов проходит в Художественной галерее Герберта в Ковентри, выбранном культурной столицей Великобритании 2021 года. Церемония награждения состоялась в соборе Ковентри — остове готической церкви с обугленным крестом в центре. Собор был разрушен 14 ноября 1940 года во время немецкой бомбардировки, известной как «Лунная соната».

Куратор выставки номинантов Хаммад Насар отметил, что его «художники занимаются созданием „карманных утопий“ — штудий в реальном мире, которые развивают художественное воображение, чтобы предложить новое, более справедливое, более обнадеживающее будущее».

Жюри наградило творческий коллектив Array за то, что они «смогли воплотить свою активность и ценности в галерейной среде, создав гостеприимную, захватывающую и удивительную выставку». Участники Array работают вместе с 2016 года, и их объединяет борьба за права человека в Северной Ирландии и за ее пределами. Коллектив превратил традиционный «белый куб» в Художественной галерее Герберта в Ковентри в неофициальный и незаконный ирландский паб — сибин, или «паб без разрешения». Подобные заведения стали возникать в Ирландии в XVII веке. По словам участников Array, это «место, где можно собраться вне сектантских разногласий».

Мы приближаемся к сибину через круг флагштоков, которые отсылают к древним ирландским святилищам. Внутри сибин завален всякой атрибутикой, которую обычно не ожидаешь встретить в пабе в Белфасте. Плакаты, созданные коллективом Array, украшают стены, с потолка свисают флаги. Даже пиво тут особенное, «прогрессивное». Здесь, в этом тускло освещенном уютном баре показывают видео разворачивающейся ночи веселья. Жители Белфаста собираются, чтобы выпить и повеселиться; один за другим они выходят на сцену, чтобы побороться за звание «дивы». Поются песни, рассказываются истории, разыгрываются стендап-номера. Каждым исполнителем движет одно и то же желание: чтобы Белфаст оставил свое прошлое позади и объединился.

За Премию Тёрнера также боролись Cooking Sections — лондонский дуэт, облюбовавший для работы шотландский остров Скай и этим летом показавший в Тейт Модерн выставку «Лосось. Отвлекающий маневр». Художники фокусируются на проблемах интенсивного разведения лосося, генетических модификациях выращиваемой рыбы, на том, что, по их словам, «люди — это вирус, от которого лосось не может убежать». Дуэт активно агитировал музеи и галереи по всей Великобритании исключить лосось из меню их кафе; художников поддержали Тейт и галерея Serpentine.

В шорт-лист попали и лондонцы Black Obsidian Sound System (B.O.S.S.), устраивавшие альтернативные клубные вечера для QTIBPOC (эта аббревиатура обозначает представителей сексуальных меньшинств — квир, транс- и интерсексуальных чернокожих и цветных людей).

Глубоко трогает проект Project Art Works из Гастингса, также попавший в финал. Он представляет художников нейродиверса — людей с проблемами психического здоровья, расстройством аутического спектра и другими интеллектуальными нарушениями.

Наконец, среди номинантов — Gentle/Radical, общественный проект из района Риверсайд в Кардиффе, возникший в 2017 году. Цели коллектива, объединяющего социальных работников, широки и размыты; они проводят разнообразные мероприятия — от показов фильмов и перформансов до «симпозиумов на низовом уровне» — и надеются привлечь представителей всех слоев населения Кардиффа использовать искусство как способ общения и дискуссий. Они, по их собственным словам, «намеренно работают в контексте сообщества, а не в основных культурных пространствах, чтобы встретиться с теми, кто обычно исключен из мира искусства». Их деятельность представлена в видео, где люди рассказывают о личных проблемах (например, один из участников ролика вспоминает, как оставил свою мать в доме престарелых). Начинание Gentle/Radical заслуживает уважения, однако подобные вещи сложно представлять в художественной галерее — впрочем, в этом и суть.

Жюри Премии Тёрнера ясно выразило свое мнение: искусство отдельной личности ушло в прошлое, настоящее — это искусство коллектива. Премия Тёрнера когда-то считалась венцом художественной карьеры, это была главная награда для целого поколения британцев, которые благодаря ей получили мировую известность (в 1995 году ею был награжден Дэмиен Хёрст, в 1999-м — Стив Маккуин, сегодня, возможно, самый знаменитый британский режиссер, и многие другие).

Нынешняя выставка номинантов свидетельствует о меняющейся роли Премии Тёрнера, а быть может, и роли искусства в целом, в современной Британии. «Сохраняют ли музеи и галереи свое традиционное место? — спрашивает выставка. — Или нам следует заглянуть глубже?»

Решение наградить активистов вызвало предсказуемые дебаты по поводу культурных различий. Одни критики считают, что оно отражает гегемонию современной либеральной политики. Активистское искусство такого типа, настаивают они, одномерно, буквально и лишено нюансов. Оно подтверждает бесспорные истины: что все плохо и должно быть лучше и все мы должны делать больше для достижения этого; что надо встречаться и выслушивать друг друга приветливо и терпимо; что интенсивное земледелие — это плохо; что уязвимые и маргинализованные люди должны быть признаны соответствующим образом. Все это очевидно, но из этого не сделаешь захватывающего шоу.

Для других меняющаяся Премия Тёрнера отражает ее собственную банальность: что многие произведения современного искусства имеют очень мало общего с настоящим моментом; что большая часть наших современников по-прежнему работает с идеями и направлениями, придуманными их предшественниками, гораздо более талантливыми художниками, за прошедшее столетие; что изобразительное искусство стало настолько коммерциализированным, ориентированным на рынок, настолько слившимся с богатством и элитой, что почти утратило свое предназначение, за исключением декоративности.

Те, кто приветствует решение жюри, считают, что его выбор способствует новому видению искусства, возникающему под давлением времени; что тип децентрализованной формы работы, которая полезна, утилитарна и утопична, отделена от самоанализа и эго, способен помочь нам не просто увидеть, но и преодолеть проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Первоначальная концепция Премии Тёрнера состояла в том, чтобы отметить наградой отдельного художника, родившегося, живущего или работающего в Великобритании, за выдающуюся выставку в любой точке мира. Этот подход начал меняться в 2015 году: лауреатом тогда стал лондонский коллектив Assembly. Процесс изменений ускорился в последние два года, когда ни одной награды не было присуждено художникам-одиночкам. В 2019 году четверо финалистов подняли нечто вроде бунта, объявив на церемонии награждения, что предпочли бы, чтобы премия была поделена между ними поровну, и так и случилось. В 2020-м пандемия побудила группу музеев Тейт, учредителя премии, отменить церемонию и не называть победителя, а вместо этого поровну распределить £100 тыс. между десятью художниками.

И вот сейчас победители объявлены, но споры вокруг них не затихают: нужно ли все это вообще выставлять в музее или же оно должно остаться в тех сообществах, к которым эти художники принадлежат?

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+