18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Портрет во власти: фотограф Херлинде Кёльбль задокументировала политический путь Ангелы Меркель

Сегодня Ангела Меркель уходит с поста канцлера Германии. Херлинде Кёльбль снимала ее каждый год на протяжении трех десятилетий. Итогом сотрудничества стала книга с фотографиями и невероятно откровенными для политической фигуры интервью

В 1991 году, когда Херлинде Кёльбль впервые фотографировала Ангелу Меркель, та еще была новичком в мире политики. Ученый-физик, после падения Берлинской стены она сделала карьеру в рядах Христианско-демократического союза Германии и пользовалась покровительством канцлера Гельмута Коля. Незадолго до съемки он назначил ее министром по делам женщин и молодежи.

«Я с самого начала увидела в ней особую энергию и силу и подумала, что хочу проследить ее путь в политике», — рассказывает Кёльбль.

Неопытность Меркель делала ее интересной героиней для восьмилетнего проекта Кёльбль «Следы власти». Раз в год в период с 1991-го по 1998-й она фотографировала политика и брала у нее интервью. Кёльбль продолжила делать фотопортреты Меркель и после того, как та стала канцлером Германии. В результате сложилась достаточно откровенная 30-летняя хроника, повествующая о влиянии власти на наделенного ею человека, которая теперь опубликована в виде книги, вышедшей в издательстве Taschen.

Меркель не только первая женщина — канцлер Германии, но и первый канцлер, решивший покинуть пост, не дожидаясь проигрыша на выборах, и дать дорогу новому кандидату, который будет представлять ее партию, ХДС. Кроме того, она почти побила рекорд Коля по продолжительности пребывания у власти.

Кёльбль интересовала женщина, скрывающаяся за высокой должностью: то, чему Меркель пришлось научиться, и та личная цена, которую ей пришлось заплатить за власть.

Фотограф считает, что это послужило одной из причин, побудивших Ангелу Меркель согласиться на участие в этом проекте. Ее интервью невероятно откровенны для политической фигуры, о которой широко известно, что она очень строго хранит неприкосновенность своей частной жизни, — возможно, в том числе потому, что Кёльбль не работала в новостном режиме и планировала опубликовать эти тексты не ранее чем через восемь лет.

Каждый раз она делала два портрета: лицо крупным планом и фото в три четверти роста, стараясь избегать характерных для власти атрибутов. Фоном всегда служат белая стена и простой стул. «Многие политики при виде камеры улыбаются особой улыбкой, — говорит Кёльбль. — Я просила ее смотреть на меня спокойным, открытым взглядом. Тогда она переставала позировать».

По этим портретам и интервью видно, как с годами Ангела Меркель становилась все увереннее. На портрете 1991 года она смотрит в камеру снизу вверх и в ее взгляде читается смущение. Она скромно, но вполне реалистично приписывает свой стремительный взлет в рядах ХДС «удачному стечению обстоятельств», в том числе своему восточногерманскому воспитанию. «Этого со мной не случилось бы, если бы я с такими же качествами росла в Западной Германии», — рассказывает она Кёльбль. В словах Меркель уже виден ее самокритичный аналитический подход, который помог ей обойти множество более опытных коллег. «У меня еще нет той жесткости, которая, наверное, необходима человеку, долго остающемуся в политике», — говорит она.

Меркель редко действует спонтанно. Напротив, она, по словам Кёльбль, «как шахматист, выжидает, наблюдает и анализирует, прежде чем действовать». В 1996 году, когда она была министром окружающей среды, фотограф спросила ее о споре по поводу политики в области энергетики, который разгорелся между ней и Герхардом Шрёдером, занимавшим в то время пост премьер-министра земли Нижняя Саксония. Тогда он публично дискредитировал ее. «Я сказала ему, что придет день, когда я загоню его в угол, — ответила Меркель. — Мне нужно еще немного времени, но этот день непременно настанет. Я очень жду его».

И этот день действительно настал: в 2005 году Меркель победила на выборах и сменила его на посту канцлера Германии. Шрёдер недооценил ее, как и многие другие политические противники — мужчины.

«Я выгляжу такой дружелюбной, такой непритязательной, что многие считают, будто меня легко обойти, — говорит она в одном из интервью фотографу. — Но на самом деле все не совсем так, как они представляют себе. Мне куда проще соперничать с другими людьми, чем кажется некоторым».

С годами взгляд Меркель становится все более прямым, а ее поза — уверенной и твердой. Фирменный жест — сложенные ромбиком кисти рук — впервые появляется на фотографии 1998 года.

Она рассказывает Кёльбль, что из-за постоянного нахождения на виду научилась скрывать эмоции. «Больше всего меня беспокоит, что человек становится все более и более скрытным, — говорит она. — Сегодня я могу сохранять твердый взгляд и не показывать никому, что в данный момент думаю. На самом деле люди хотят, чтобы политики были открытыми, заботливыми, добрыми — но в то же время не хотят этого. Они не хотят видеть их страх или обеспокоенность, не хотят видеть, что политики чего-то не знают».

Хотя о редком для политика отсутствии тщеславия, характерном для Меркель, говорят очень много, в ответ на вопрос Кёльбль о том, понравилось ли ей давать интервью и фотографироваться, в беседе 1998 года она признает: «Выходит, я достаточно тщеславна для того, чтобы заинтересоваться вашим проектом».

«Сначала вопросы невероятно раздражали меня, — рассказывает Меркель. — Я возмущалась и была очень недовольна, в очередной раз видя вас на пороге. Я думала: „Что за глупости! Книга выйдет не раньше чем через восемь лет, в прессенужно появляться сейчас!“ Но потом я вдруг начала спрашивать себя: „А госпожа Кёльбль уже была у меня в этом году?“».

Даже после 16 лет на посту канцлера Германии Ангеле Меркель удалось то, что не удается многим оказавшимся у власти, — не потерять голову. Она по-прежнему ходит за покупками в супермаркет по соседству. Она ясно дала понять, что после ухода не заинтересована в том, чтобы в обозримом будущем занимать высокие должности.

«Для начала она, возможно, хорошенько выспится, — рассуждает Кёльбль. — Но она не пропадет с радаров полностью. Это очень энергичная женщина. Не представляю, чтобы она навсегда удалилась на покой на свою дачу».

Кёльбль уверена, что по Меркель будут скучать. «В связи со своими проектами я побывала во множестве стран и знаю, как репутация Германии выиграла благодаря Ангеле Меркель и ее политике, — говорит она. — Германию считают надежной».

Фотографии Ангелы Меркель авторства Херлинде Кёльбль также можно будет увидеть на выставке в Немецком историческом музее в Берлине с 29 апреля по 4 сентября 2022 года.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+