18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Год за два: книжная ярмарка non/fictio№23 возвращается в привычный график

Ярмарка интеллектуальной литературы проводится в московском Гостином Дворе 2–6 декабря. Издатели делают на нее серьезную ставку: пора возвращать себе аудиторию по всему спектру и отвоевывать позиции, несколько утраченные за время пандемии

За всю историю ярмарки non/fiction, уже достаточно долгую, не было еще случая, чтобы она проводилась дважды в одном календарном году. Но всегда что-нибудь происходит впервые. Памятные всем пандемийные обстоятельства вынудили организаторов перенести прошлый, 22-й выпуск на март 2021 года — а вот 23-й из графика не выбился и проводится в начале декабря, как планировалось.

Вообще-то, приятных событий много не бывает, и наверняка поклонники ярмарки уже успели по ней соскучиться. Тем более что многие издательства по традиции подгадывают выход новинок ко времени проведения non/fiction, и нынешний форум не стал исключением — релизы полны перечнями наименований. С кворумом на сей раз тоже все в порядке, организаторы сообщают о том, что в ярмарке участвуют 315 больших и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 18 стран. А в качестве специального гостя фигурирует Германия, в связи с чем Франкфуртской книжной ярмаркой подготовлен большой коллективный стенд. Памятуя о нашей специфике, обратим внимание читателя на свежесобранную коллекцию «Самых красивых немецких книг».

Изданий, так или иначе сопряженных с визуальными искусствами, на ярмарке, по обыкновению, много. И в обширной публичной программе — она насчитывает около 400 событий — этой «отрасли» отведено достойное место. Отдельных презентаций удостоятся самые разные книги. Например, двухтомный альбом Татьяны Юденковой «Братья Третьяковы. Коллекции» (издательство «Слово»), труд знаменитого французского слависта Рене Герра «Художники зарубежной России в искусстве книги» (издательство «Ден»), новая книга директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского «Хороший тон» (издательство «Молодая гвардия») или посмертное собрание сочинений искусствоведа Александры Новоженовой «Коробка с карандашами» (V–A–C Press).

Музей современного искусства «Гараж», продолжая серию справочников-путеводителей, презентует книгу «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991». А вот издательство «Арт Волхонка» обратилось к истории куда более давней и впервые в России выпустило комментированный цикл гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» — практически в том виде, как он выглядел в издании 1511 года. И уж совсем в глубины древности отправят читателя Александр Марков и Елена Наймарк, авторы книги «Эволюция человека. Книга III. Кости, гены и культура» (издательство Corpus).

Никого уже не удивляет, что по разряду «интеллектуальной литературы» теперь проходят комиксы и графические романы. Этот сектор — один из самых растущих в структуре non/fiction. Сейчас под специализированный День комиксов отведено воскресенье 5 декабря. На 6 декабря анонсирован День иллюстратора с обширной программой «ДНК книги». А еще более развернутая детская программа «Территория познания» распределена по всем дням работы ярмарки.

Гостиный Двор
Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№23
2–6 декабря

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+