18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s

«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.

Главная интрига аукциона русского искусства Sotheby’s на этот раз, разумеется, связана с лотом, который должен был стать самым дорогим на «русской неделе» в Лондоне, — «Натюрмортом с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина 1912 года (эстимейт £2,5–3,5 млн). Когда его в конце октября привозили на предаукционную выставку в Москву, специалисты Sotheby’s с гордостью рассказывали, что это первый из известных натюрмортов, где можно проследить элементы сферической перспективы, которая впоследствии станет визитной карточкой художника. Однако вещь, украшающая собой обложку каталога русской живописи Sotheby’s, в итоге снята с торгов. Остается лишь гадать о причинах такого решения.

Впрочем, есть у Sotheby’s и вечные ценности, которые никогда не подводят. В первую очередь это Иван Айвазовский, полотна которого с успехом продаются даже в самые тяжелые времена. Два итальянских вида, написанных выдающимся маринистом, были удачно проданы одним лотом за £1 млн при предварительной оценке в £600–800 тыс. Пейзажи созданы в 1844 году сразу после триумфального возвращения Айвазовского в Санкт-Петербург из продолжавшегося несколько лет заграничного турне (тогда его работы приобретали папа римский и Николай I). Итальянские виды созданы в память о летних месяцах, проведенных художником в Неаполе.

Еще одна миллионная продажа на Sotheby’s — «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского (эстимейт £280–350 тыс.), который в результате довольно длительных торгов был продан за £1 млн (также с учетом комиссии аукционного дома). Впрочем, работы лидеров «Бубнового валета» традиционно ценятся коллекционерами, тем более что здесь внушительный провенанс — коллекция искусствоведа и публициста Александра Шика, представителя первой волны русской эмиграции.

На этот раз повезло и работе Алексея Саврасова «Волга под Юрьевцем» 1870 года. Она ушла с молотка по нижней границе эстимейта, составлявшего £800 тыс. — £1,2 млн, но с учетом комиссии ее окончательная цена достигла £983 тыс. Саврасовская интерпретация одного из знаковых сюжетов русской живописи, темы бурлаков на Волге, конечно, менее известна и не отличается такой силой эмоционального воздействия, как написанная примерно в те же годы знаменитая картина Ильи Репина, но когда-то была удостоена первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств (1871). Долгое время местонахождение полотна Саврасова было неизвестно, работа считалась утраченной. Когда же она всплыла в декабре 2014 года на парижском аукционе Audap & Mirabaud с эстимейтом €70–90 тыс., это произвело фурор — цена взлетела в десять раз, до €939 тыс. Однако новый владелец опрометчиво выставил ее на Sotheby’s сразу же, спустя полгода, и картина не была продана на аукционе летом 2015 года. Теперь ему, кажется, наконец удалось отбить свои вложения.

Из ярких продаж еще можно отметить ушедшую почти за £475 тыс. «Женщину с черным веером» одной из русских «муз Монпарнаса» Марии Васильевой. Работа была продана с превышением эстимейта (£200–300 тыс.).

Также были проданы произведения Константина Горбатова («Натюрморт», £298 тыс.), Константина Маковского (портрет третьей жены художника Марии Матавтиной, £252 тыс.), Алексея Харламова («Девочка за вязанием», £182 тыс.), Ильи Кабакова («В магазине», £151,2 тыс.) и других. Всего аукцион русской живописи принес Sotheby’s £8,4 млн — это один из самых скромных результатов для «русской недели» последних лет.

Позже в этот же день состоялись торги русского декоративно-прикладного искусства. Тут привычный ассортимент лотов: изделия фирмы Карла Фаберже, иконы, предметы из серебра и эмали в неорусском стиле, николаевский фарфор, в том числе военные тарелки, изделия Императорского стеклянного завода, агитфарфор и так далее. Топ-лотами второго аукциона стали ветка цветущей яблони из позолоченного серебра с эмалью в стакане из горного хрусталя (Фаберже, около 1900, £327,6 тыс.) из коллекции супруги Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего Марты Бэрд (1895–1971), напольная фарфоровая ваза эпохи Николая I (1834), которая была продана за £201,6 тыс., и парные фарфоровые кашпо того же периода (£113,4 тыс.), а также икона «Спас Вседержитель» 1889 года в роскошном окладе, украшенном эмалями мастера Овчинникова (достигла £126 тыс., что вдвое больше эстимейта в £40–60 тыс.). Суммарная выручка аукциона декоративно-прикладного искусства составила £3,3 млн.

Серия русских торгов Sotheby’s завершится 1 декабря аукционом послевоенного и современного искусства.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+