18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Брюллов надолго оказался в тени Карла — и совершенно незаслуженно

№96
Материал из газеты

В издательстве «БуксМАрт» вышла книга о старшем брате знаменитого русского живописца. Александр Павлович Брюллов тоже был успешным художником, однако прижизненную славу ему принесли архитектурные проекты для высокопоставленных заказчиков

По сравнению со всенародной, не ослабевающей вот уже 200 лет славой Карла Брюллова заслуги его брата Александра кажутся призрачными. Как иронизирует автор монографии Наталья Калугина, старший брат известен разве что акварельным портретом Натальи Гончаровой, жены Пушкина. Может быть, историки архитектуры знают его и как автора Пулковской обсерватории. Хотя в 1830–1840-е годы, когда оба брата находились в зените творчества, их вес и влияние в обществе были вполне сопоставимы, а возможно, Александр своего младшего брата и обгонял. Он был, как пишет Калугина, «вездесущ»: занимался архитектурой, преподавал в Академии художеств и дослужился там до профессора и ректора по архитектуре, был одним из лучших, как сказали бы сейчас, интерьерных дизайнеров, проектировал все — от мемориалов до мебели, изучал древние памятники, великолепно рисовал архитектурные виды, занимался литографией и прославился огромной галереей акварельных портретов. Братья были погодками, один родился в 1798-м, второй в 1799-м, но Александр прожил на четверть века дольше (он умер в 1877-м) и добился не в пример большего: дворянского титула, орденов, чина тайного советника. Все эти подзабытые обстоятельства в монографии восстановлены.

Книга написана с невероятной исследовательской дотошностью. Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Третьяковской галереи Наталья Александровна Калугина посвятила своему герою десять лет жизни. Начинается повествование разделом «Выставочная история. Обзор источников и литературы», где собраны буквально все упоминания об Александре Брюллове в прессе начиная с 1823 года и до наших дней. Огромный фактический материал разделен на понятные и ожидаемые главы: биография, архитектурные работы, памятники и мемориалы, альбомная и станковая графика и так далее. Количество примечаний после каждой главы колеблется от 300 до 500.

Подкупает то, что Калугина обошлась без концепций и мистики. Все-таки архитектор Брюллов творил в эклектичное время, пробовал себя и в мавританском стиле, и в неоготике, и легко можно было подверстать к его практике некие предположения, например, о масонстве. Но ничего этого в книге нет, есть торжество факта: что было, то и описывается или иллюстрируется рисунками Брюллова и современными фотографиями (некоторые его здания сохранились), а что это все могло бы означать, оставлено на откуп другим исследователям.

Импонирует и то, что автор не превратилась в адвоката своего героя и честно написала как о его достижениях, так и о неудачах: неправильном расчете фундамента при строительстве собора Святых Петра и Павла на Невском (отчего стены храма сразу начали оседать), гниющих из-за влажности деревянных перекрытиях Александринской больницы, «возмутительных растратах» при реконструкции Мраморного дворца.

Все это привело к тому, что Николай I, главный заказчик больших архитектурных проектов, постепенно перестал доверять Брюллову-архитектору, и активная карьера последнего завершилась раньше, чем могла бы. Тем не менее до опалы он успел выступить автором таких важных для Петербурга зданий, как Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади или Михайловский театр. Именно Брюллов играл первую скрипку при восстановлении Зимнего дворца после разрушительного пожара 1837 года. Малахитовая гостиная, Ротонда — знаковые интерьеры Зимнего, сохранившиеся до наших дней, — сделаны по его эскизам. Его работы в интерьере, когда он продумывал десятки деталей — от расписных оселковых мраморов на стенах до мебели и золотых лепных орнаментов на сводах, могут служить образцом всеобъемлющего подхода, который выглядит очень современным и заслуживает еще одной монографии.

Наконец, на страницах книги совершенно в неожиданном свете предстает николаевская Россия, которая, как нас учили в школе, была охвачена страшной реакцией, а на самом деле занималась созидательным трудом — строила первые чугунные мосты, театры, больницы, обсерватории, лютеранские церкви, частные дома с лифтами и канализацией (это в 1830-е годы!). Книга существенно корректирует представления не только о славном роде Брюлловых (судьбы представителей которого прослежены здесь с XVII до XXI века), но и о стране в целом.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+