18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские иконы из важных коллекций на аукционе Sworders

Лондонский аукционный дом присоединяется к неделе русского искусства и предлагает иконы, проданные большевиками из Третьяковской галереи в 1930-х годах

Аукцион в Лондоне пройдет под названием «Иконостас» и будет включать свыше 100 лотов — не только русские иконы XIV–XX веков, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Его проводит Sworders, один из самых старых аукционных домов Британии, 1 декабря — таким образом торги оказываются включенными в традиционную «русскую неделю», когда в течение нескольких дней Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams продают в Лондоне произведения русского искусства.

Среди самых выдающихся на торгах Sworders — иконы из коллекции Криса Мартин-Захейма, который несколько десятилетий возглавлял галерею Piccadilly Arcade. Этот арт-дилер и коллекционер интересовался русской иконой начиная с 1960-х, когда изобрел интересный способ получать произведения из СССР, формально запрещенные к вывозу.

Как рассказывала газета Times (по печальному случаю — Мартин-Захейм скончался в 2019 году), «в 1960 годах в Москве создали Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, чтобы привлекать студентов из развивающихся стран в Африке и Азии и так создавать в странах третьего мира поколение людей, симпатизирующих советской власти. При выезде из СССР этим студентам не разрешили вывозить наличные, но не было никаких ограничений на вывоз искусства и других памятных подарков. Друзья Мартин-Захейма интересовались, зачем он так часто ездил в аэропорт Хитроу, но там, предупрежденный через еще одного знакомого, он покупал у бывших студентов иконы, которые они вывезли как „сувениры“». Несмотря на подобный способ (к сожалению, широко распространенный в те времена), Мартин-Захейм стал уважаемым дилером и настоящим знатоком русской иконописи.

Еще два выдающихся лота на предстоящих торгах происходят из собрания Джорджа Ханна (1890–1979), пионера в области американской авиации, который собрал одну из самых интересных на Западе коллекций икон (ее продали на аукционе Christie’s после его смерти в 1980 году). Ханн покупал иконы начиная с 1930-х годов, когда советское государство пыталось поправить торговый баланс, распродавая памятники истории и культуры. В частности, икона «Успение Пресвятой Богородицы» (лот № 6) ранее принадлежала московскому коллекционеру Алексею Викуловичу Морозову, от которого попала в Третьяковскую галерею. Джордж Ханн купил ее через агентство «Антиквариат» в 1936 году, после этого она выставлялась в нескольких музеях США. А икона «Богоматерь» (лот № 50) была показана на выставках в Институте Карнеги и Метрополитен-музее в 1944 году. На обеих иконах сохранились наклейки и инвентарные номера Государственной Третьяковской галереи.

На основе пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+