18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские иконы из важных коллекций на аукционе Sworders

Икона Богородицы «Млекопитательницы». Около 1600. Фрагмент. Фото: Sworders
Икона Богородицы «Млекопитательницы». Около 1600. Фрагмент.
Фото: Sworders

Лондонский аукционный дом присоединяется к неделе русского искусства и предлагает иконы, проданные большевиками из Третьяковской галереи в 1930-х годах

Аукцион в Лондоне пройдет под названием «Иконостас» и будет включать свыше 100 лотов — не только русские иконы XIV–XX веков, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Его проводит Sworders, один из самых старых аукционных домов Британии, 1 декабря — таким образом торги оказываются включенными в традиционную «русскую неделю», когда в течение нескольких дней Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams продают в Лондоне произведения русского искусства.

Среди самых выдающихся на торгах Sworders — иконы из коллекции Криса Мартин-Захейма, который несколько десятилетий возглавлял галерею Piccadilly Arcade. Этот арт-дилер и коллекционер интересовался русской иконой начиная с 1960-х, когда изобрел интересный способ получать произведения из СССР, формально запрещенные к вывозу.

Как рассказывала газета Times (по печальному случаю — Мартин-Захейм скончался в 2019 году), «в 1960 годах в Москве создали Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, чтобы привлекать студентов из развивающихся стран в Африке и Азии и так создавать в странах третьего мира поколение людей, симпатизирующих советской власти. При выезде из СССР этим студентам не разрешили вывозить наличные, но не было никаких ограничений на вывоз искусства и других памятных подарков. Друзья Мартин-Захейма интересовались, зачем он так часто ездил в аэропорт Хитроу, но там, предупрежденный через еще одного знакомого, он покупал у бывших студентов иконы, которые они вывезли как „сувениры“». Несмотря на подобный способ (к сожалению, широко распространенный в те времена), Мартин-Захейм стал уважаемым дилером и настоящим знатоком русской иконописи.

Икона святого Франциска Ассизского. XVI век. Фото: Sworders
Икона святого Франциска Ассизского. XVI век.
Фото: Sworders

Еще два выдающихся лота на предстоящих торгах происходят из собрания Джорджа Ханна (1890–1979), пионера в области американской авиации, который собрал одну из самых интересных на Западе коллекций икон (ее продали на аукционе Christie’s после его смерти в 1980 году). Ханн покупал иконы начиная с 1930-х годов, когда советское государство пыталось поправить торговый баланс, распродавая памятники истории и культуры. В частности, икона «Успение Пресвятой Богородицы» (лот № 6) ранее принадлежала московскому коллекционеру Алексею Викуловичу Морозову, от которого попала в Третьяковскую галерею. Джордж Ханн купил ее через агентство «Антиквариат» в 1936 году, после этого она выставлялась в нескольких музеях США. А икона «Богоматерь» (лот № 50) была показана на выставках в Институте Карнеги и Метрополитен-музее в 1944 году. На обеих иконах сохранились наклейки и инвентарные номера Государственной Третьяковской галереи.

На основе пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+