Русские иконы из важных коллекций на аукционе Sworders

Икона Богородицы «Млекопитательницы». Около 1600. Фрагмент. Фото: Sworders
Икона Богородицы «Млекопитательницы». Около 1600. Фрагмент.
Фото: Sworders

Лондонский аукционный дом присоединяется к неделе русского искусства и предлагает иконы, проданные большевиками из Третьяковской галереи в 1930-х годах

Аукцион в Лондоне пройдет под названием «Иконостас» и будет включать свыше 100 лотов — не только русские иконы XIV–XX веков, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Его проводит Sworders, один из самых старых аукционных домов Британии, 1 декабря — таким образом торги оказываются включенными в традиционную «русскую неделю», когда в течение нескольких дней Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams продают в Лондоне произведения русского искусства.

Среди самых выдающихся на торгах Sworders — иконы из коллекции Криса Мартин-Захейма, который несколько десятилетий возглавлял галерею Piccadilly Arcade. Этот арт-дилер и коллекционер интересовался русской иконой начиная с 1960-х, когда изобрел интересный способ получать произведения из СССР, формально запрещенные к вывозу.

Как рассказывала газета Times (по печальному случаю — Мартин-Захейм скончался в 2019 году), «в 1960 годах в Москве создали Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, чтобы привлекать студентов из развивающихся стран в Африке и Азии и так создавать в странах третьего мира поколение людей, симпатизирующих советской власти. При выезде из СССР этим студентам не разрешили вывозить наличные, но не было никаких ограничений на вывоз искусства и других памятных подарков. Друзья Мартин-Захейма интересовались, зачем он так часто ездил в аэропорт Хитроу, но там, предупрежденный через еще одного знакомого, он покупал у бывших студентов иконы, которые они вывезли как „сувениры“». Несмотря на подобный способ (к сожалению, широко распространенный в те времена), Мартин-Захейм стал уважаемым дилером и настоящим знатоком русской иконописи.

Икона святого Франциска Ассизского. XVI век. Фото: Sworders
Икона святого Франциска Ассизского. XVI век.
Фото: Sworders

Еще два выдающихся лота на предстоящих торгах происходят из собрания Джорджа Ханна (1890–1979), пионера в области американской авиации, который собрал одну из самых интересных на Западе коллекций икон (ее продали на аукционе Christie’s после его смерти в 1980 году). Ханн покупал иконы начиная с 1930-х годов, когда советское государство пыталось поправить торговый баланс, распродавая памятники истории и культуры. В частности, икона «Успение Пресвятой Богородицы» (лот № 6) ранее принадлежала московскому коллекционеру Алексею Викуловичу Морозову, от которого попала в Третьяковскую галерею. Джордж Ханн купил ее через агентство «Антиквариат» в 1936 году, после этого она выставлялась в нескольких музеях США. А икона «Богоматерь» (лот № 50) была показана на выставках в Институте Карнеги и Метрополитен-музее в 1944 году. На обеих иконах сохранились наклейки и инвентарные номера Государственной Третьяковской галереи.

На основе пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+