18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Коллекцию Фаберже, собранную за полвека, продадут в один день

№96
Материал из газеты

На Christie’s с молотка уйдет коллекция предпринимателя Гарри Вульфа. Это одно из самых значительных и полных собраний Фаберже, когда-либо выставлявшихся на торги

Аукционный дом Christie’s 29 ноября выставит на торги в Лондоне 86 предметов фирмы Карла Фаберже из коллекции, принадлежавшей скончавшемуся в 2019 году владельцу лондонской фармацевтической сети Underwoods Гарри Вульфу. За 50 лет он собрал более 100 уникальных произведений, включая редкую подборку камнерезных фигурок животных. По своей ценности собрание Вульфа может сравниться с британской королевской коллекцией, куда входит знаменитая группа скульптурных изображений зверей из поместья Сандрингем, приобретенная Эдуардом VII в 1907 году. На аукцион Christie’s будет выставлено более 20 фигурок животных — от халцедоновой мыши (£25–35 тыс.) и утенка (£25–35 тыс.) до редких глухарей (£50–70 тыс.).

Директор международного департамента русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен рассказал о том, как Гарри Вульф начал собирать изделия Фаберже. «Он часто повторял, что не хотел быть похожим на своего отца, который все свободное время проводил перед телевизором. Вместо этого он хотел, как он сам говорил, „стареть с умом“, поэтому довольно долго выбирал такое занятие, на которое ему было бы не жалко тратить время и деньги».

Коллекция Фаберже Гарри Вульфа началась с подарка, это был небольшой золотой самовар. В его собрании представлены почти все образцы ювелирных изделий, которые выпускала фирма: от фигурок животных и рамок для фотографий до цветочных этюдов, украшений и флаконов для духов. Самый дорогой лот из коллекции Вульфа — украшенный золотом, эмалью и драгоценными камнями этюд земляники в стакане из горного хрусталя (£200–300 тыс.).

Полагаясь исключительно на собственный вкус, Гарри Вульф стал большим знатоком в этой области. Он искал самые интересные вещи, исключительного качества, с уникальным провенансом. В его коллекцию входят предметы, которые принадлежали русской императорской семье, как, например, бонбоньерка (£20–30 тыс.) — миниатюрная конфетница — из мохового агата, приобретенная императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной. Несколько произведений — резные модели глухаря, кролика и утенка — участвовали в первой крупной выставке русского искусства в Лондоне в 1935 году. Все три были собственностью мадам Эмили Изнаги, дочери кубинского дипломата Антонио Модесто Изнага дель Валле.

«Самый скучный и обыденный предмет, будь то портсигар или рамка для фотографий, Фаберже умел превратить в настоящее произведение искусства», — говорит Алексей Тизенгаузен. Использование в работе драгоценных камней и дорогих материалов не было приоритетной задачей для ювелиров фирмы — они, скорее, стремились произвести впечатление. «Самым важным был эффект, который вещь производила на покупателя именно благодаря сочетанию разных материалов. Они и сегодня вызывают такую реакцию, так как повторить это до сих пор никому не под силу, хотя многие старались, включая французских ювелиров Cartier, Lacloche и так далее», — продолжает рассказ Тизенгаузен.

В 1887 году Карл Фаберже открыл московский филиал с мастерскими по производству серебряных и ювелирных изделий и начал сотрудничать со Строгановским училищем, где применялся инновационный подход к изготовлению керамических и эмалевых изделий. Вдохновляясь мотивами из славянского фольклора, Фаберже также привлек к работе художников из Абрамцева и Талашкина. Гарри Вульфу полюбились самобытные вещи в неорусском стиле, например керамический ковш, украшенный серебром и драгоценными камнями (£70–90 тыс.), а также керамический серебряный сосуд (£20–30 тыс.) и настольная коробка с изображением стилизованных птиц (£10–15 тыс.), которые пополнили его собрание.

Произведения из коллекции Гарри Вульфа участвовали в выставках Фаберже в Государственном Эрмитаже, Музее декоративного искусства в Париже, Музее искусства и ремесел в Гамбурге, Национальном музее Швеции. Двадцатого ноября в лондонском Музее Виктории и Альберта открывается выставка «Фаберже. От романтики до революции», где среди прочего будет представлено более десяти предметов из собрания покойного коллекционера.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+