18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Великолепный Фаберже вернулся в Музей Виктории и Альберта

№97
Материал из газеты

Большая выставка рассказывает историю российской ювелирной фирмы в Лондоне, а в Брайтоне показывают ранее не экспонировавшиеся драгоценные настольные аксессуары

В 1977 году к 25-летию правления королевы Музей Виктории и Альберта приурочил выставку «Фаберже. 1846–1920». Это была ослепительная экспозиция шедевров знаменитой ювелирной фирмы — 420 образцов ее искусства, выполненных из разных материалов, в разных техниках и стилях и ставивших Карла Фаберже на голову выше всех его конкурентов. Пожалуй, самыми впечатляющими были 170 с лишним фигурок животных из самоцветов и около 20 цветочных композиций с драгоценными камнями, предоставленные Королевской коллекцией. Но и это еще не все: в экспозицию вошло 21 из приблизительно полусотни знаменитых императорских яиц Фаберже. Каждый день перед музеем выстраивалась очередь, иногда тянувшаяся до середины улицы. Выставка стала одной из самых посещаемых в ту эпоху: она привлекла 150 тыс. человек и составила конкуренцию даже сокровищам Тутанхамона, которые экспонировались в Британском музее в 1972 году.

Поэтому нет ничего удивительного в желании Музея Виктории и Альберта повторить успех блокбастера 1977 года новой выставкой «Фаберже. От романтики до революции». В нее включено 200 экспонатов, но при этом кураторы выбрали оригинальный подход, сосредоточившись на истории единственного зарубежного филиала фирмы, который был основан в Лондоне в 1903 году главным образом для того, чтобы снабжать ювелирными изделиями британскую королевскую семью и придворных.

Цена на эти завораживающие предметы была высокой, но при этом они далеко не всегда были дорогостоящими сами по себе, а потому в качестве подарков не могли скомпрометировать своих счастливых получателей. Поэтому они были идеальными презентами для королевы Александры, супруги Эдуарда VII, которая узнала о Фаберже от сестры, императрицы Марии Федоровны. Королева обожала не только своих питомцев и свои сады, но и неувядающие букеты и зверьков Фаберже.

В эпоху телефонов и автомобилей слава Фаберже практически вышла из-под контроля, и на пике популярности у него было 500 сотрудников, 4 филиала в России и 1 в Британии. Из сохранившихся гроссбухов нам известно, что лондонская клиентура состояла из местных и зарубежных королевских особ, аристократии и просто богачей. Однако недавно обнаруженные рабочие записи и дневники дают более точную информацию о постоянных покупателях и их приобретениях, которая по определению относится к социальной истории эдвардианской элиты.

Ни в одной из вещей Фаберже нет ни малейшего намека на какие-либо социальные волнения, они были призваны, пусть и на подсознательном уровне, отвлекать от тревог современности с ее индустриализацией, войной и надвигающейся революцией. Даже сегодня эти очаровательные объекты остаются роскошной прихотью. По счастью, кураторы не отказали себе в собственной прихоти и прибавили к истории лондонского филиала Фаберже несколько шедевров, в действительности никогда здесь не бывавших. Но это не имеет значения, поскольку эти прекрасные вещицы продолжают доставлять незамысловатое удовольствие даже сейчас, когда все мы в нем так остро нуждаемся.

Фаберже посвящены сотни альбомов и научных трудов и десятки выставок по всему миру. Все они неизбежным образом включают одни и те же знакомые ингредиенты, и искушенные любители страстно мечтают о какой-нибудь новинке в этом меню. Если экспозиция в Музее Виктории и Альберта — пир, то выставка в Музее и художественной галерее Брайтона — желанный дижестив. На ней представлено несколько настольных аксессуаров, инкрустированных самоцветами и украшенных эмалью, которые необъяснимым образом до сих пор не попадали в поле зрения исследователей и никогда прежде не экспонировались. Небольшая, но очень красивая выставка открылась параллельно с лондонской и станет щедрой наградой тому, кто выберется на морской курорт.

Музей Виктории и Альберта
«Фаберже. От романтики до революции»
До 8 мая 2022

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+