18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Маха одетая» из Прадо гостит в Базеле, а «Раздетая» осталась дома

№96
Материал из газеты

Фонду Бейелера в Базеле посчастливилось получить из Музея Прадо «Маху одетую» Франсиско Гойи на большую выставку художника. Всего в швейцарском фонде представлено 75 картин, 50 рисунков и 50 офортов испанского гения

Фонду Бейелера удалось почти невозможное, им посчастливилось получить «Маху одетую» Франсиско Гойи (1746–1882) на большую выставку испанского художника. Парная ей «Маха обнаженная» осталась дома: она пользуется такой горячей любовью посетителей, что Музей Прадо не готов отправлять ее на другие выставочные площадки.

Всего в Фонде Бейелера представлено 75 картин, 50 рисунков и 50 офортов Гойи. Переговоры об организации этой выставки с Прадо, владеющим самым большим собранием произведений испанского мастера, начались 13 лет назад. Мадридский музей щедро предоставил целых 12 картин и 33 рисунка, но и Фонд Бейелера не остается в долгу: в последнее время в выставках Прадо поучаствовали работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти и Пабло Пикассо из его коллекции.

Куратор Фонда Бейелера Мартин Швандер уверен, что это «одна из самых значительных в истории выставок за пределами Испании, посвященных Франсиско Гойе». В экспозицию вошло впечатляющее количество произведений из сторонних коллекций, в том числе еще две картины, изображающие мах (молодых испанок в традиционной одежде). Полотна «Махи на балконе» и «Маха и сводница» (обе 1808–1812) прибыли из частных коллекций; владелец первого из них предпочел остаться анонимным, а второе принадлежит маркизе Алисии Копловиц, одной из богатейших женщин Испании. Весьма вероятно, что две эти картины никогда прежде не выставлялись вместе.

Восемь жанровых сцен (1806–1810) из собрания Диего дель Алькасара, 10-го маркиза ла Романа, впервые экспонируются за пределами Мадрида. Еще четыре панели (1810–1816), крайне редко попадающие в музейную аренду, передала на выставку в Базеле мадридская Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо.

Вошли в экспозицию и офорты из серии «Капричос» (1797–1799), в том числе самый знаменитый «Сон разума рождает чудовищ», меланхолическая гравюра, на которой иронии и сарказму не удается отбиться от иррационального. Эту подборку предоставил бернский коллекционер Эберхард Корнфельд, глава одного из ведущих аукционных домов Швейцарии.

Фонд Бейелера, обладающий великолепной коллекцией модернизма и современного искусства, подчеркивает, что Гойя оказал огромное влияние на художников последующих поколений. Сюрреалисты 1920-х годов видели в нем родственную душу. Его загадочный художественный мир вызывал восхищение многих испанских мастеров ХХ века, в том числе Пикассо и Жоана Миро. Сегодня Гойя остается образцом для множества художников, которые своим творчеством борются с войной, угнетением, эксплуатацией и невежеством. 

Фонд Бейелера, Базель
«Гойя»
До 23 января 2022

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+