18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ярмарка Paris Photo: больше молодых художников и больше женщин

После года пропуска парижская ярмарка фотографии возвращается, объединив 149 галерей во Временном Гран-пале на Марсовом поле и посвятив специальный проект женщинам

Нынешняя, 24-я Paris Photo проходит в пространстве Временного Гран-пале, который архитектор Жан-Мишель Вильмотт возвел на Марсовом поле (пока исторический Гран-пале закрыт на реставрацию), и, хотя его площадь увеличена еще за счет Эйфелевой галереи, в парижской фотоярмарке 2021 года смогло принять участие только 149 галерей (из 28 стран) против 180 в 2019-м. За год, который ярмарка вынуждена была пропустить, из руководства ушел Кристоф Виснер (он возглавил фестиваль фотографии «Встречи в Арле»), оставив Флоранс Буржуа ее единственной главой.

Как можно было ожидать, американских галерей приехало меньше, отчего выиграли французские участники (34% экспонентов по сравнению с 29% в 2019 году). Впрочем, если верить Буржуа, такой баланс сил вряд ли останется неизменным в будущем. «Список участников был утвержден весной прошлого года, в разгар пандемии, что объясняет отсутствие американцев. Но для нас важно, что Paris Photo сохраняет международную ДНК. Как и другие ярмарки, мы разработали платформу онлайн-залов, где каждый экспонент сможет предлагать на продажу пять работ в день. Посетители также имеют доступ к другим программам, разработанным исключительно для интернета».

Размеры стендов и их стоимость не изменились. Количество специализированных издательств, участвующих в ярмарке, стабильно (их около 30) и свидетельствует о важности этого сектора. Сектор Prisme, предназначенный для крупных инсталляций, был принесен в жертву, в то время как сектор Curiosa, посвященный новым тенденциям в фотографии, набрал силу, предлагая 20 проектов против 14 в прошлый раз. Но, хотя в текущем году на Paris Photo появились новые, молодые художники, нельзя сказать, что эта тенденция продолжится в последующие годы и сделает ярмарку более экспериментальной. «Это вышло случайно, — говорит Флоранс Буржуа. — Мы получили много интересных проектов, поэтому нам удалось показать их больше».

В то же время рост числа представленных фотографов-женщин является результатом целенаправленной политики. В выпуске 2021 года количество участниц достигает 32% (по сравнению с 21% в 2019-м), а в разделе Curiosa доходит до 60%. Все это плоды начатого в 2018 году курса ELLES X, нацеленного на поощрение деятельности галерей в этом направлении. «Важно, чтобы рынок ценил женщин. Я до сих пор вижу слишком много коллекционеров, которые предпочитают покупать художников-мужчин, потому что думают, что их легче будет потом перепродать. Важно стимулировать одно и то же движение на всех уровнях: рынок, галереи, музейные институции», — говорит Натали Хершдорфер, директор Музея изящных искусств в швейцарском Ле-Локле. Она в этом году организует на ярмарке программу Parcours femmes — два «маршрута» (один на стендах участников, другой в интернете), чтобы сделать работы фотографов-женщин более заметными. Маршруты обращают внимание на почти 30 имен, среди которых как широко известные вроде Мэри Эллен Марк, Орлан или Салли Манн, так и новые фигуры, включая немку Аннелизе Кречмер, портретировавшую своих современниц в начале ХХ века, и финку Сиркку-Лийсу Конттинен, снимавшую на севере Англии в 1970-е годы. В состав ярмарки включена монографическая выставка, посвященная творчеству дизайнера и фотографа моды Деборы Турбевилль. Кроме того, отмечая 50-летие глобальных культурных инициатив BMW Group, BMW France представляет в рамках ярмарки работы «Пигмент изменения» Альмудены Ромеро, испанского фотографа, которая наносит изображения на листья растений, заставляя задуматься о взаимосвязи фотографии, природы и общества.

Однако с точки зрения гендерного равенства ярмарке есть куда расти: из 17 персональных проектов, представленных на стендах, только 4 посвящены женщинам. Монстры рынка пока что держатся старых традиций: галерея Gagosian (Париж) показывает Сая Твомбли, галерея Karsten Greve (Париж) — Герберта Листа, галерея Nailya Alexander (Нью-Йорк) — петербуржца Алексея Титаренко.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+