18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Посвященная Таиру Салахову видеоинсталляция «Бесконечность» открылась в Москве

Проект внука художника, Кайхана Салахова, в память о знаменитом деде, включивший 400 картин, 500 эскизов и фото из семейного архива, занял два этажа Фонда культуры «Екатерина»

Нетрудно догадаться, что герой инсталляции «Таир Салахов. Бесконечность» Таир Теймурович (1928–2021) и автор работы Кайхан (р. 1993) приходятся друг другу дедушкой и внуком. Наверное, Кайхану Салахову непросто начинать самостоятельную творческую жизнь, имея в родственниках уже записанного в классики деда и не менее выдающуюся мать — художницу Айдан Салахову. Но пока молодой человек идет своим путем, который, на взгляд обывателя, выглядит довольно экзотично (а, скорее всего, перед нами еще одно проявление мировой глобализации): родился в Нью-Йорке, вырос в Москве, учился в МАРХИ и на скульптурном отделении Каррарской академии изящных искусств в Италии, в 16 лет провел несколько месяцев послушником в буддийском монастыре в далеком Сингапуре, о чем в 2014-м рассказал в научно-фантастическом романе «Новая жизнь». В творческих исканиях пытается наладить связи с космосом: его работы напоминают зашифрованные послания из межгалактических пространств. Официальный пресс-релиз называет Кайхана «основоположником космокибернетического направления в искусстве» и создателем собственного алфавита — «космокибернетических иероглифов». Да и слово «кайхан» в переводе с персидского означает «космос».

Очевидно, имея такие исходные данные, как у молодого художника, надо не противиться обстоятельствам, а работать с семейной историей, что, собственно, он и сделал.

Видеоинсталляция рассказывает о жизни Таира Теймуровича и включает в себя оцифрованные документы: 400 живописных работ, 500 эскизов, 600 фотографий из семейного архива, а также избранные цитаты и отрывки из интервью, озвученные нейросетью. Весь этот гигантский материал преобразован компьютерными программами и превращен в некий исходный код — записанное с помощью знаков и цифр послание, то ли адресованное братьям по разуму во Вселенной, то ли принятое землянами из космоса. Более 20 видеопроекций создают тотальное пространство движущихся образов, роботизированных звуков и зашифрованных текстов. В такой трактовке сам Таир Салахов и его работы превращаются в космический миф, в некое явление, имеющее внеземную природу. В гигантской видеоинсталляции (а выставка занимает два этажа фонда «Екатерина», с десяток погруженных в темноту залов) больше, конечно, Кайхана, чем Таира Теймуровича. И если задача была сохранить связь времен, соединить поколения, рассказать о канонической советской живописи 1960-х годов в стилистике компьютерного поколения, то автор с ней вполне справился. За такую работу совсем не стыдно перед именитыми родственниками.

Параллельно программе, развернутой в фонде «Екатерина», собственное посвящение Таиру Салахову делает Третьяковская галерея: она расширяет присутствие картин художника в постоянной экспозиции.

Фонд культуры «Екатерина»
«Таир Салахов. Бесконечность»
10–30 ноября

Материалы по теме:
Умер Таир Салахов
Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+