18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Посвященная Таиру Салахову видеоинсталляция «Бесконечность» открылась в Москве

Проект внука художника, Кайхана Салахова, в память о знаменитом деде, включивший 400 картин, 500 эскизов и фото из семейного архива, занял два этажа Фонда культуры «Екатерина»

Нетрудно догадаться, что герой инсталляции «Таир Салахов. Бесконечность» Таир Теймурович (1928–2021) и автор работы Кайхан (р. 1993) приходятся друг другу дедушкой и внуком. Наверное, Кайхану Салахову непросто начинать самостоятельную творческую жизнь, имея в родственниках уже записанного в классики деда и не менее выдающуюся мать — художницу Айдан Салахову. Но пока молодой человек идет своим путем, который, на взгляд обывателя, выглядит довольно экзотично (а, скорее всего, перед нами еще одно проявление мировой глобализации): родился в Нью-Йорке, вырос в Москве, учился в МАРХИ и на скульптурном отделении Каррарской академии изящных искусств в Италии, в 16 лет провел несколько месяцев послушником в буддийском монастыре в далеком Сингапуре, о чем в 2014-м рассказал в научно-фантастическом романе «Новая жизнь». В творческих исканиях пытается наладить связи с космосом: его работы напоминают зашифрованные послания из межгалактических пространств. Официальный пресс-релиз называет Кайхана «основоположником космокибернетического направления в искусстве» и создателем собственного алфавита — «космокибернетических иероглифов». Да и слово «кайхан» в переводе с персидского означает «космос».

Очевидно, имея такие исходные данные, как у молодого художника, надо не противиться обстоятельствам, а работать с семейной историей, что, собственно, он и сделал.

Видеоинсталляция рассказывает о жизни Таира Теймуровича и включает в себя оцифрованные документы: 400 живописных работ, 500 эскизов, 600 фотографий из семейного архива, а также избранные цитаты и отрывки из интервью, озвученные нейросетью. Весь этот гигантский материал преобразован компьютерными программами и превращен в некий исходный код — записанное с помощью знаков и цифр послание, то ли адресованное братьям по разуму во Вселенной, то ли принятое землянами из космоса. Более 20 видеопроекций создают тотальное пространство движущихся образов, роботизированных звуков и зашифрованных текстов. В такой трактовке сам Таир Салахов и его работы превращаются в космический миф, в некое явление, имеющее внеземную природу. В гигантской видеоинсталляции (а выставка занимает два этажа фонда «Екатерина», с десяток погруженных в темноту залов) больше, конечно, Кайхана, чем Таира Теймуровича. И если задача была сохранить связь времен, соединить поколения, рассказать о канонической советской живописи 1960-х годов в стилистике компьютерного поколения, то автор с ней вполне справился. За такую работу совсем не стыдно перед именитыми родственниками.

Параллельно программе, развернутой в фонде «Екатерина», собственное посвящение Таиру Салахову делает Третьяковская галерея: она расширяет присутствие картин художника в постоянной экспозиции.

Фонд культуры «Екатерина»
«Таир Салахов. Бесконечность»
10–30 ноября

Материалы по теме:
Умер Таир Салахов
Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+