В Китае начался бум внутреннего культурного туризма

Запретный город в Пекине (Гугун). Фото: Ling Tang
Запретный город в Пекине (Гугун).
Фото: Ling Tang
№96, ноябрь 2021
№96
Материал из газеты

Пандемия — и поддержка властей — привели к резкому росту арт-туризма в Китае. Самый популярный маршрут — посещение на выходных буддийских храмов династии Тан в 250 км от Пекина. Эксперты опасаются, выдержат ли они такой наплыв посетителей

Согласно данным Всемирной туристской организации ООН, в 2019 году китайские туристы потратили за границей $254,6 млрд. Это было за год до пандемии. С учетом того, что Китай вряд ли откроется до 2022 года, сегодня у китайцев нет другого выбора, кроме как переключиться на местные достопримечательности, туры по которым им предлагают отечественные компании.

«С июля прошлого года у нас в группах появилось много новеньких», — говорит Бай Ю, основатель туристической компании Lishi Jiangtan. В свое время он настолько увлекся историей, что в 2015 году перешел из технологического сектора в сферу культурного туризма и сейчас занимается организацией индивидуальных поездок для небольших групп, от 10 до 20 человек. «В Китае более 9 млн путешественников, привыкших к загранице, и многие из них ждут аналогичного тематического продукта, альтернативы зарубежным турам, за которую они готовы платить».

Большинство клиентов Бай Ю старше 35 лет, прекрасно образованны, хорошо обеспеченны и ездят в одиночку, а не с семьей. По его словам, около 90% — женщины. Эти состоятельные новые клиенты хотят качественный продукт, за который готовы платить. В этом году туристы тратили в среднем от 1 тыс. до 1,2 тыс. юаней ($155–185) в день, что в три раза больше, чем в 2015 году. Так что его компания вдвое увеличила число сотрудников.

Впрочем, интерес к культурным сокровищам Китая начал расти еще до того, как из-за пандемии было прервано международное авиасообщение. В 2014 году президент КНР Си Цзиньпин в качестве национальной политической доктрины провозгласил «веру в великую культуру Китая». В 2018-м ряд государственных органов по туризму и культуре объединились в Министерство культуры и туризма.

«Можно упустить „голубой океан“ (то есть нишу, где пока нет конкуренции. — TANR), если не следовать указу президента, особенно когда государство оказывает щедрую поддержку всей отрасли», — считает Ян Цзе, 15 лет проработавший менеджером в McDonald’s, а в 2017 году основавший компанию Jinxingji. В 2020-м его команда организовала культурные туры для более чем 5 тыс. путешественников. Самый популярный маршрут — посещение на выходных буддийских храмов династии Тан на горе Утай в провинции Шаньси примерно в 250 км к юго-западу от Пекина. В отличие от природных достопримечательностей, по мнению Ян Цзе, «о культурных объектах нужно обязательно рассказывать, чтобы туристы могли в полной мере оценить их значение», и именно здесь вступают в игру такие агентства, как его.

Летний императорский дворец в Пекине и его парк, занесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО, под нашествием туристов. Фото: Kit Sanchez
Летний императорский дворец в Пекине и его парк, занесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО, под нашествием туристов.
Фото: Kit Sanchez

Пока ковид не побежден и сохраняется вероятность отмены поездок, агентства параллельно активно работают в Сети. Не Мэнцяо, партнер в Yilü, отмечает, что половина деятельности ее компании связана с интернет-программами. Они читают лекции о буддийских статуях, древней архитектуре и китайском наследии в западных музейных коллекциях. В качестве лекторов приглашают экспертов из ведущих университетов и исследовательских институтов, некоторые также ездят вместе с группами. В зависимости от квалификации лекторы получают ежедневные гонорары в размере от 1 тыс. ($155) до 20 тыс. юаней ($3,1 тыс.), а известные ученые могут зарабатывать до 100 тыс. юаней ($15,5 тыс.).

«Большинство специалистов в учреждениях культуры окончили престижные университеты, но работают за скромные зарплаты. Деньги, которые мы им выплачиваем, — просто признание их академических достижений, — говорит Не Мэнцяо. — И мы предлагаем больше возможностей трудоустройства тем, кто недавно выпустился из вуза».

Рост числа туристов неизбежно вызывает беспокойство у экспертов: не пострадают ли древние памятники от такого наплыва людей? Согласно данным национального исследования, проведенного в 2012 году, в материковом Китае насчитывается более 766 тыс. недвижимых объектов культурного наследия, при этом их обслуживанием занимается всего около 130 тыс. специалистов. Нехватка персонала означает, что некоторые объекты остаются без присмотра, а другие закрыты для публики.

Хотя охрана объектов культурного наследия Китая является обязанностью государства, менеджеры туристических агентств соглашаются с тем, что и они несут ответственность за повышение осведомленности туристов, а также они делают небольшие пожертвования на содержание памятников.

Фирма Бай Ю работает под патронатом государственных культурных организаций, получая доступ к некоторым местам, обычно закрытым для публики, за дополнительную плату. «Мы готовы платить за такую привилегию, — говорит он. — Деньги, которые отдаешь за посещение культурной достопримечательности, — это прямое признание ее ценности и значимости».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+