18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Китае начался бум внутреннего культурного туризма

№96
Материал из газеты

Пандемия — и поддержка властей — привели к резкому росту арт-туризма в Китае. Самый популярный маршрут — посещение на выходных буддийских храмов династии Тан в 250 км от Пекина. Эксперты опасаются, выдержат ли они такой наплыв посетителей

Согласно данным Всемирной туристской организации ООН, в 2019 году китайские туристы потратили за границей $254,6 млрд. Это было за год до пандемии. С учетом того, что Китай вряд ли откроется до 2022 года, сегодня у китайцев нет другого выбора, кроме как переключиться на местные достопримечательности, туры по которым им предлагают отечественные компании.

«С июля прошлого года у нас в группах появилось много новеньких», — говорит Бай Ю, основатель туристической компании Lishi Jiangtan. В свое время он настолько увлекся историей, что в 2015 году перешел из технологического сектора в сферу культурного туризма и сейчас занимается организацией индивидуальных поездок для небольших групп, от 10 до 20 человек. «В Китае более 9 млн путешественников, привыкших к загранице, и многие из них ждут аналогичного тематического продукта, альтернативы зарубежным турам, за которую они готовы платить».

Большинство клиентов Бай Ю старше 35 лет, прекрасно образованны, хорошо обеспеченны и ездят в одиночку, а не с семьей. По его словам, около 90% — женщины. Эти состоятельные новые клиенты хотят качественный продукт, за который готовы платить. В этом году туристы тратили в среднем от 1 тыс. до 1,2 тыс. юаней ($155–185) в день, что в три раза больше, чем в 2015 году. Так что его компания вдвое увеличила число сотрудников.

Впрочем, интерес к культурным сокровищам Китая начал расти еще до того, как из-за пандемии было прервано международное авиасообщение. В 2014 году президент КНР Си Цзиньпин в качестве национальной политической доктрины провозгласил «веру в великую культуру Китая». В 2018-м ряд государственных органов по туризму и культуре объединились в Министерство культуры и туризма.

«Можно упустить „голубой океан“ (то есть нишу, где пока нет конкуренции. — TANR), если не следовать указу президента, особенно когда государство оказывает щедрую поддержку всей отрасли», — считает Ян Цзе, 15 лет проработавший менеджером в McDonald’s, а в 2017 году основавший компанию Jinxingji. В 2020-м его команда организовала культурные туры для более чем 5 тыс. путешественников. Самый популярный маршрут — посещение на выходных буддийских храмов династии Тан на горе Утай в провинции Шаньси примерно в 250 км к юго-западу от Пекина. В отличие от природных достопримечательностей, по мнению Ян Цзе, «о культурных объектах нужно обязательно рассказывать, чтобы туристы могли в полной мере оценить их значение», и именно здесь вступают в игру такие агентства, как его.

Пока ковид не побежден и сохраняется вероятность отмены поездок, агентства параллельно активно работают в Сети. Не Мэнцяо, партнер в Yilü, отмечает, что половина деятельности ее компании связана с интернет-программами. Они читают лекции о буддийских статуях, древней архитектуре и китайском наследии в западных музейных коллекциях. В качестве лекторов приглашают экспертов из ведущих университетов и исследовательских институтов, некоторые также ездят вместе с группами. В зависимости от квалификации лекторы получают ежедневные гонорары в размере от 1 тыс. ($155) до 20 тыс. юаней ($3,1 тыс.), а известные ученые могут зарабатывать до 100 тыс. юаней ($15,5 тыс.).

«Большинство специалистов в учреждениях культуры окончили престижные университеты, но работают за скромные зарплаты. Деньги, которые мы им выплачиваем, — просто признание их академических достижений, — говорит Не Мэнцяо. — И мы предлагаем больше возможностей трудоустройства тем, кто недавно выпустился из вуза».

Рост числа туристов неизбежно вызывает беспокойство у экспертов: не пострадают ли древние памятники от такого наплыва людей? Согласно данным национального исследования, проведенного в 2012 году, в материковом Китае насчитывается более 766 тыс. недвижимых объектов культурного наследия, при этом их обслуживанием занимается всего около 130 тыс. специалистов. Нехватка персонала означает, что некоторые объекты остаются без присмотра, а другие закрыты для публики.

Хотя охрана объектов культурного наследия Китая является обязанностью государства, менеджеры туристических агентств соглашаются с тем, что и они несут ответственность за повышение осведомленности туристов, а также они делают небольшие пожертвования на содержание памятников.

Фирма Бай Ю работает под патронатом государственных культурных организаций, получая доступ к некоторым местам, обычно закрытым для публики, за дополнительную плату. «Мы готовы платить за такую привилегию, — говорит он. — Деньги, которые отдаешь за посещение культурной достопримечательности, — это прямое признание ее ценности и значимости».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+