18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты

№96
Материал из газеты

Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог

«Без сомнения, самоубийство» — так звучит медицинское заключение от 16 июня 1938 года, сделанное в Швейцарии, после того как Эрнста Людвига Кирхнера обнаружили мертвым с двумя пулями в груди. Но через 80 с лишним лет ряд экспертов предположил, что художник вряд ли мог выстрелить в себя дважды.

Орудие убийства, пистолет FN Browning Nr. 96151, сделанный в Бельгии, участвовало в недавней выставке «Больная Европа. Эрнст Людвиг Кирхнер, Томас Манн и миф Давоса» в Германском национальном музее в Нюрнберге (Кирхнер сбежал на горный курорт Давос в 1917 году, спасаясь от Первой мировой войны, и эмигрировал в Швейцарию в 1918 году, чтобы начать все сначала). Выстрелить из браунинга можно, только крепко ухватив его за рукоятку, чтобы вдавить рычаг автоматического предохранителя. Учитывая отдачу от первого выстрела и травмы, которые могла нанести пуля, весьма сомнительно, что Кирхнер смог выстрелить в себя во второй раз, полагает эксперт по оружию Андреас Хартл.

Художник вполне мог выстрелить один раз, причем, как отмечает Хартл, «самоубийцы чаще всего стреляют себе в голову». А вот чтобы удержать пистолет с такой системой предохранителя, «целя себе в грудь, пришлось бы изловчиться». Эксперт также считает, что на таком близком расстоянии отсечка газа могла бы вызвать ожоги кожи и следы на одежде. Но в медицинском заключении, которое содержит и другие нестыковки, упоминаются только два небольших отверстия между ребрами на теле Кирхнера. Это говорит о том, что кто-то выстрелил в него с расстояния, подытоживает Хартл.

В медицинском заключении также указывается, что два свидетеля слышали выстрел (а не два выстрела) и видели, как Кирхнер упал на землю. В тексте делается вывод, что «от сильного потрясения художник пришел в отчаяние». Кирхнер, один из основателей экспрессионистской группы «Мост» (1905–1913), несомненно, переживал сложный период. Той простой, упорядоченной жизни, за которой художник устремился в Швейцарию, он в итоге не обрел. Он приехал больным, истощенным, зависимым от наркотиков и алкоголя. К 1932 году художник берется за старое — на этот раз подсаживается на евдокал, производное морфина, который ему выписывает врач. Расцвет фашизма на родине, вероятно, усилил его депрессию и бессонницу: 32 работы Кирхнера были представлены на печально знаменитой выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году, где нацисты пытались высмеять и очернить современных художников; его также с позором исключили из Берлинской академии художников. Пагубные привычки обострились, и в мае 1938 года Кирхнера снова накрыла депрессия. Его друг писал, что он уничтожил свои скульп­туры и рисунки, а лучшие картины использовал как мишени для стрельбы. Двенадцатого июня Кирхнер расторг помолвку с Эрне Шиллинг, которая переехала к нему в Давос из Берлина. Пятнадцатого июня художника не стало.

В каталоге Германского национального музея указывается на несоответствия в медицинском заключении и перечисляются сомнения современных экспертов в официальной версии событий. Душевное состояние Кирхнера, несомненно, могло подтолкнуть его к самоубийству, говорится в каталоге. «Его жизнь пошла под откос. Депрессия, болезнь, мысли о смерти, неудачные попытки бросить наркотики, а также совершенно неожиданное решение расторгнуть помолвку — все это явно тревожные знаки». А вот кто мог быть возможным убийцей, остается загадкой. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+