18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Уорхол и Поллок против Кабакова и Булатова на выставке в Берлине

№95
Материал из газеты

Этот проект в Мартин-Гропиус-Бау готовился к 30-летию со дня падения Берлинской стены, но открытие несколько раз откладывалось из-за пандемии. Наконец в выставочном центре собрано 125 произведений из коллекции Людвигов

На выставке показывают работы 80 художников, в числе которых Джо Баер, Эрик Булатов, Джаспер Джонс, Илья Кабаков, Ли Лозано, Наталья Нестерова, Виктор Пивоваров, Джексон Поллок, Энди Уорхол, Хелен Франкенталер и Иван Чуйков.

Из окон восточного крыла Мартин-Гропиус-Бау, где кураторы Беньямин Доденхофф и Бригитте Францен разместили выставку, видны одновременно специально сохраненный фрагмент Берлинской стены (она проходила буквально в нескольких метрах от здания, блокируя главный вход в него) и музей «Топография террора», рассказывающий о злодеяниях нацистов. Эта мизансцена задает пространство истории ХХ века, важной частью которой была холодная война между Востоком и Западом.

Название проекта в вольном переводе на русский язык может выглядеть так: «Заморозки и стужа». Все работы, представленные на выставке, происходят из коллекции Фонда Петера и Ирене Людвиг, которая насчитывает 14 тыс. произведений и размещается в 26 музеях на трех континентах. Людвиги собирали не только русский авангард и американский поп-арт, но также приобретали картины советских и американских современных художников начиная с 1950-х годов. Выставка демонстрирует, как искусство отражало противоречия между двумя социальными системами.

Западному пессимизму, хорошо заметному в «Портрете Кеннета Коха», где Алекс Кац изобразил закомплексованного рефлексирующего интеллигента, противостоит бодрая картина Юрия Королева «Космонавты». Полтора десятка молодых улыбающихся мужчин в скафандрах позируют явно для вечности. В крайнем случае — для постоянного показа трехметровой картины в городском Дворце культуры. Первый вариант этого сюжета находится в собрании Третьяковской галереи.

В качестве эмблемы выставки выбрана картина Роя Лихтенштейна «Безнадежно». В фирменном для этого художника жанре комикса изображена плачущая девушка, которая сожалеет о том, что «так это должно было начинаться, но это безнадежно». Конечно, художник издевается над сентиментальной героиней, живущей в мире навязанных массмедиа грез. Квадриптих Бориса Неменского «После войны. Женские судьбы» не в пример серьезнее и драматичнее. Но для создания выразительного образа достаточно одного центрального полотна. Этот трогательный женский портрет вместе с другой злой картиной Лихтенштейна — «Я знаю, каково тебе, Брэд…» — украсил обложку каталога выставки.

Впрочем, не все было так просто в то 30-летие. На излете социалистический реализм (не путать с соц-артом) становился все больше похож на классический поп-арт. В 1964 году Энди Уорхол создает одно из своих самых знаменитых произведений — «Элвис Пресли» («Одинарный Элвис»). Звезда рок-н-ролла изображена в роли ковбоя с выхваченным пистолетом из фильма «Пылающая звезда». Шелкография подразумевает тиражность, чтобы изображения Пресли стали предметом всеобщего поклонения. Портрет «Ленин» Дмитрия Налбандяна был написан в 1982-м. Он выглядит как не слишком умелая вариация работ Исаака Бродского. Но это не имеет значения. Стандартный портрет предназначен для копирования, тиражирования, распространения по красным и другим уголкам необъятной страны. И это роднит картину Налбандяна и шелкографию Уорхола, в доску социалистическое и насквозь западное искусство. 

Мартин-Гропиус-Бау
«The Cool and the Cold. Живопись США и СССР. 1960–1990»
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+