18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Саунд-художник Билл Фонтана записал голос Нотр-Дама

№95
Материал из газеты

Мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама» должна состояться в июле следующего года. Художник с помощью датчиков ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами

Американский саунд-художник Билл Фонтана еще до завершения восстановительных послепожарных работ хочет вернуть Нотр-Даму его внутренний голос. Фонтана ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами, и планирует транслировать их в прямом эфире в Институте исследования и координации акустики и музыки (IRCAM) в Париже в июле следующего года. Это должна быть мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама».

«Колокола непрерывно вибрируют. Это словно дух, живущий в Нотр-Даме, — рассказал Фонтана в интервью The Art Newspaper. — Когда мне посчастливилось побывать на его колокольнях, добраться до самого старого и большого колокола под названием „Эмманюэль“, установить на него датчики и послушать, что происходит внутри него, я осознал, что слышу звук, который, по всей вероятности, никто до меня не слышал, — звук, который этот колокол издает непрерывно с того момента, когда его отлили».

Художник тесно сотрудничает с упомянутым IRCAM, входящим в структуру Центра Помпиду, а также с исследовательской группой по изучению акустической истории собора. Связан он и с проектом «У прошлого есть уши», посвященным акустическому культурному наследию, и с «Друзьями Нотр-Дама». Художник добавляет: «Если мой проект окажется успешным, он отправится путешествовать по миру и поможет собрать средства на реставрацию».

Чтобы записать «голос» собора, Фонтана установил на колокол «Эмманюэль» акселерометр. Прибор измеряет низкочастотные вибрации колокола в ответ на окружающую среду, которые затем можно отрегулировать до воспринимаемого человеческим ухом диапазона. «Эмманюэль» — старейший из десяти колоколов собора. Он был отлит по указу короля Людовика XIV в 1681 году, звучит в тоне фа-диез и считается одним из самых мелодичных в Европе. «Эмманюэль» оказался единственным колоколом Нотр-Дама, пережившим Великую французскую революцию (остальные переплавили на пушечные ядра), и первым, возвестившим об освобождении Парижа от власти нацистов.

Фонтана планирует установить датчики и на остальные девять колоколов, заново отлитых и замененных в 2013 году. Некоторые из них висят на гораздо более высоких ярусах колокольни, поэтому для того, чтобы добраться до них, требуется специальное снаряжения. «Возможно, в каких-то ситуациях придется нанять промышленного альпиниста, ведь мне все же 74 года», — говорит Фонтана, хотя возраст, похоже, не мешает ему погружаться в смелые проекты, и он по-прежнему в неплохой физической форме.

Художнику предстоит разработать техническое решение, «которое позволит установить датчики на остальные колокола, оборудовать беспроводную сеть и передавать все эти данные». Еще одна его идея — создать версию для трансляции на открытом воздухе. Фонтана говорит, что, если к следующей весне удастся оборудовать сеть для передачи данных, он «очень хотел бы установить на один день свое аудиопроизведение на площади у Нотр-Дама» — 15 апреля, к годовщине пожара.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+