18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Саунд-художник Билл Фонтана записал голос Нотр-Дама

№95
Материал из газеты

Мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама» должна состояться в июле следующего года. Художник с помощью датчиков ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами

Американский саунд-художник Билл Фонтана еще до завершения восстановительных послепожарных работ хочет вернуть Нотр-Даму его внутренний голос. Фонтана ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами, и планирует транслировать их в прямом эфире в Институте исследования и координации акустики и музыки (IRCAM) в Париже в июле следующего года. Это должна быть мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама».

«Колокола непрерывно вибрируют. Это словно дух, живущий в Нотр-Даме, — рассказал Фонтана в интервью The Art Newspaper. — Когда мне посчастливилось побывать на его колокольнях, добраться до самого старого и большого колокола под названием „Эмманюэль“, установить на него датчики и послушать, что происходит внутри него, я осознал, что слышу звук, который, по всей вероятности, никто до меня не слышал, — звук, который этот колокол издает непрерывно с того момента, когда его отлили».

Художник тесно сотрудничает с упомянутым IRCAM, входящим в структуру Центра Помпиду, а также с исследовательской группой по изучению акустической истории собора. Связан он и с проектом «У прошлого есть уши», посвященным акустическому культурному наследию, и с «Друзьями Нотр-Дама». Художник добавляет: «Если мой проект окажется успешным, он отправится путешествовать по миру и поможет собрать средства на реставрацию».

Чтобы записать «голос» собора, Фонтана установил на колокол «Эмманюэль» акселерометр. Прибор измеряет низкочастотные вибрации колокола в ответ на окружающую среду, которые затем можно отрегулировать до воспринимаемого человеческим ухом диапазона. «Эмманюэль» — старейший из десяти колоколов собора. Он был отлит по указу короля Людовика XIV в 1681 году, звучит в тоне фа-диез и считается одним из самых мелодичных в Европе. «Эмманюэль» оказался единственным колоколом Нотр-Дама, пережившим Великую французскую революцию (остальные переплавили на пушечные ядра), и первым, возвестившим об освобождении Парижа от власти нацистов.

Фонтана планирует установить датчики и на остальные девять колоколов, заново отлитых и замененных в 2013 году. Некоторые из них висят на гораздо более высоких ярусах колокольни, поэтому для того, чтобы добраться до них, требуется специальное снаряжения. «Возможно, в каких-то ситуациях придется нанять промышленного альпиниста, ведь мне все же 74 года», — говорит Фонтана, хотя возраст, похоже, не мешает ему погружаться в смелые проекты, и он по-прежнему в неплохой физической форме.

Художнику предстоит разработать техническое решение, «которое позволит установить датчики на остальные колокола, оборудовать беспроводную сеть и передавать все эти данные». Еще одна его идея — создать версию для трансляции на открытом воздухе. Фонтана говорит, что, если к следующей весне удастся оборудовать сеть для передачи данных, он «очень хотел бы установить на один день свое аудиопроизведение на площади у Нотр-Дама» — 15 апреля, к годовщине пожара.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+