18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Увлекательный мир железных дорог собрали в альбоме

№95
Материал из газеты

Альбом «Железные дороги: история в рисунках», составленный музейным архивистом Кристофером Валкойненом и изданный Национальным железнодорожным музеем в Йорке, включает около 300 иллюстраций

Многим памятна книга «Железная дорога: искусство в век пара», выпущенная 13 лет назад издательством Yale University Press и приуроченная к музейному туру одноименной выставки по США и Великобритании. Теперь Национальный железнодорожный музей, расположенный в британском Йорке, издал собственный широкоформатный альбом «Железные дороги: история в рисунках» с включенными в него 300 цветными иллюстрациями, большинство которых почерпнуто из бездонных музейных архивов.

Рисунки были подобраны самим автором — Кристофером Валкойненом, музейным архивистом из Йорка. На них изображены паровозы, карты, вокзалы и многое другое, что составляет увлекательный мир железных дорог. Сопроводительные тексты преподносят обилие тематической информации, часть которой окажется новой даже для знатоков этого вида транспорта.

Наибольшее внимание здесь уделено локомотивам — о них повествуют 36 из 108 глав книги. Понятно, что в первую очередь издание предназначено любителям поездов и вообще тем, кто интересуется историей вопроса. Рисунки же представляют собой еще и художественную ценность; как заявлено в аннотации на обложке, они «являются законченными произведениями искусства, созданными профессиональными художниками, и могут восприниматься сами по себе». Все изображения воспроизведены крупно, так что на них можно рассмотреть множество деталей — от устройства сантехники в личном вагоне королевы Виктории до расположения лифтов в доме начальника железнодорожной станции Лиминг-Бар в Йоркшире.

Имеются в книге увлекательная глава о паровозах, построенных в Великобритании («мировой кузнице железных дорог») для зарубежных заказчиков, и глава, посвященная работе железной дороги в военное время, из которой мы узнаем, в частности, что два грозных британских бронепоезда периода Первой мировой войны носили игривые имена «Норма» и «Элис».

А вот железнодорожным вокзалам и другим архитектурным формам почему-то отведено периферийное место. В краткой последней главе «Строительство железных дорог» рассказывается о нескольких вокзалах. Сюда, например, включены иллюстрированные описания величественного, возведенного в античном стиле вокзала на Керзон-стрит в Бирмингеме и впечатляющего вокзала Ватерлоо в Лондоне, перестроенного в начале ХХ века. Еще встречаются описания двух мостов, одного виадука и одного туннеля — и на этом всё. Похоже, таким образом отражается традиционное безразличие энтузиастов железных дорог к архитектуре станций.

Досадно к тому же, что издание слабо оснащено вступительными материалами и справочным аппаратом. В остальном же это превосходная и очень познавательная книга — можно надеяться, первая в ряду дальнейших подобных изданий музея в Йорке. Учитывая популярность темы, рынок такого рода книг должен только расти.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+