18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Зеркало Джона Ди, придворного астролога королевы Елизаветы I, создали ацтеки

Исследователи выяснили, что химический состав загадочного предмета, который когда-то использовался в оккультных практиках, а теперь хранится в галерее Просвещения Британского музея, совпадает с образцами, добытыми в Мексике

В журнале Antiquity вышла статья, авторы которой утверждают, что «волшебное» зеркало ученого XVI века Джона Ди, легендарного придворного астролога королевы Елизаветы I, было привезено в Англию из Мексики. Каким образом зеркало из обсидиана, разновидности вулканического стекла, попало в руки Ди, остается загадкой.

Группа исследователей, объединившая специалистов из Манчестерского университета, Сибирского отделения Российской академии наук и Университета Миссури, при помощи рентгенографического анализа изучила состав зеркала и сравнила его с образцами из разных мексиканских месторождений обсидиана. Оказалось, что ближе всего к нему по составу образцы из города Пачука, расположенного в 85 км к северо-востоку от Мехико.

«Овальные зеркала — широко известный тип ацтекских предметов… — пишут ученые. — Ацтеки использовали обсидиан в самых разных целях, в том числе в медицине и в качестве оберега. Его зеркальная поверхность служила защитой от злых духов и отражала внешность и душу человека». Кроме того, этот материал ассоциировался со смертью и подземным миром. Ацтекский бог Тескатлипока («Дымящееся зеркало») часто изображался с зеркалом, которое символизирует его способность предсказывать будущее.

Вероятно, эти представления об обсидиане повлияли и на европейцев вроде Джона Ди, который мог приобрести зеркало в Богемии (регион современной Чехии) в 1580-е годы и использовал его в оккультных практиках. Он привлекал различных медиумов, общавшихся с ангелами и духами при помощи зеркал и хрустальных шаров. Кроме того, Ди был научным советником королевы и участвовал в планировании ряда английских экспедиций в Северную и Южную Америку.

«Учитывая интерес Ди к Новому Свету, вполне вероятно, что ему была известна символика обсидиана, и всеведение зеркал Тескатлипоки, естественно, не могло оставить его равнодушным, — пишут авторы статьи. — Это вполне могло послужить главной причиной для приобретения подобного предмета».

Зеркало было передано в Британский музей в 1966 году, и с тех пор оно находится в галерее Просвещения. В рамках исследования ученые проанализировали еще три обсидиановых зеркала из коллекции Британского музея и обнаружили, что и они имеют ацтекское происхождение. Одно, как и зеркало Ди, связано с месторождением в Пачуке, а два других — в Укарео, что в 170 км к северо-западу от Мехико.

«Зеркала издавна применялись в европейских магических практиках, — говорит один из авторов статьи, специалист по археологии Ближнего Востока Стюарт Кэмпбелл. — И для Ди использовать зеркало из необычного материала, привезенное из экзотических земель и окруженное историями о его роли в гаданиях, а также сам эффект смутного отражения, которое оно дает, вероятно, было заманчиво».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+