18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Зеркало Джона Ди, придворного астролога королевы Елизаветы I, создали ацтеки

Исследователи выяснили, что химический состав загадочного предмета, который когда-то использовался в оккультных практиках, а теперь хранится в галерее Просвещения Британского музея, совпадает с образцами, добытыми в Мексике

В журнале Antiquity вышла статья, авторы которой утверждают, что «волшебное» зеркало ученого XVI века Джона Ди, легендарного придворного астролога королевы Елизаветы I, было привезено в Англию из Мексики. Каким образом зеркало из обсидиана, разновидности вулканического стекла, попало в руки Ди, остается загадкой.

Группа исследователей, объединившая специалистов из Манчестерского университета, Сибирского отделения Российской академии наук и Университета Миссури, при помощи рентгенографического анализа изучила состав зеркала и сравнила его с образцами из разных мексиканских месторождений обсидиана. Оказалось, что ближе всего к нему по составу образцы из города Пачука, расположенного в 85 км к северо-востоку от Мехико.

«Овальные зеркала — широко известный тип ацтекских предметов… — пишут ученые. — Ацтеки использовали обсидиан в самых разных целях, в том числе в медицине и в качестве оберега. Его зеркальная поверхность служила защитой от злых духов и отражала внешность и душу человека». Кроме того, этот материал ассоциировался со смертью и подземным миром. Ацтекский бог Тескатлипока («Дымящееся зеркало») часто изображался с зеркалом, которое символизирует его способность предсказывать будущее.

Вероятно, эти представления об обсидиане повлияли и на европейцев вроде Джона Ди, который мог приобрести зеркало в Богемии (регион современной Чехии) в 1580-е годы и использовал его в оккультных практиках. Он привлекал различных медиумов, общавшихся с ангелами и духами при помощи зеркал и хрустальных шаров. Кроме того, Ди был научным советником королевы и участвовал в планировании ряда английских экспедиций в Северную и Южную Америку.

«Учитывая интерес Ди к Новому Свету, вполне вероятно, что ему была известна символика обсидиана, и всеведение зеркал Тескатлипоки, естественно, не могло оставить его равнодушным, — пишут авторы статьи. — Это вполне могло послужить главной причиной для приобретения подобного предмета».

Зеркало было передано в Британский музей в 1966 году, и с тех пор оно находится в галерее Просвещения. В рамках исследования ученые проанализировали еще три обсидиановых зеркала из коллекции Британского музея и обнаружили, что и они имеют ацтекское происхождение. Одно, как и зеркало Ди, связано с месторождением в Пачуке, а два других — в Укарео, что в 170 км к северо-западу от Мехико.

«Зеркала издавна применялись в европейских магических практиках, — говорит один из авторов статьи, специалист по археологии Ближнего Востока Стюарт Кэмпбелл. — И для Ди использовать зеркало из необычного материала, привезенное из экзотических земель и окруженное историями о его роли в гаданиях, а также сам эффект смутного отражения, которое оно дает, вероятно, было заманчиво».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+