18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Американской киноакадемии показывает подлинную историю Голливуда

№95
Материал из газеты

Вместо голливудского гламура этот музей, построенный по проекту Ренцо Пьяно, представляет исследование фильмов со всего мира — от блокбастеров до артхауса

С тех пор как в 1929 году в отеле Hollywood Roosevelt прошла первая церемония вручения премии «Оскар», Лос-Анджелес прочно ассоциируется с киноиндустрией. Однако, возможно, из-за того, что в этом мегаполисе ненавидят жить прошлым, здесь до недавнего времени не было ни одного крупного музея, посвященного истории кино. Ситуация изменилась 30 сентября — с открытием долгожданного Музея Американской киноакадемии.

Вместо демонстрации голливудского гламура этот музей, спроектированный знаменитым архитектором Ренцо Пьяно (площадь здания составила почти 30 тыс. кв. м, а его строительство обошлось в $482 млн), представляет исследование фильмов со всего мира — от блокбастеров до артхауса. «Нам не нужно пересказывать одни и те же истории снова и снова, особенно когда осталось так много нерассказанных, утраченных, скрытых или забытых», — говорит Дорис Бергер, старший директор по вопросам кураторства.

В распоряжении музея — принадлежащая ему коллекция из 5 тыс. экспонатов, а также собрание его учредителя, Академии кинематографических искусств и наук, которое включает более 13 млн предметов, в том числе костюмы и реквизит. Например, рубиновые туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз» (1939) и маску для головы из «Чужого» (1979), разработанную Хансом Руди Гигером. Подобные артефакты дополнены текстами сценариев, фотографиями, образцами ранних пленочных камер. В экспозиции все это представлено вместе с видеоклипами, фрагментами интервью и кадрами со съемок, которые крутятся на экранах повсюду, создавая, как поясняет Бергер, баланс «между материальной культурой и движущимся изображением».

«Мы работаем над тем, чтобы маршрут был динамичным и увлекательным, чтобы посещение музея вызывало те же чувства и эмоции, которые вы испытываете, сидя в кинотеатре», — говорит директор институции Билл Крамер, в 2019 году сменивший на этом посту основателя музея Керри Броугера.

Дизайном экспозиции по приглашению Крамера занимался Кулапат Янтрасаст из WHY Architecture. Он стремился создать свободно интерпретируемое пространство, побуждающее посетителей самим устанавливать связи между объектами. «Хотелось представить все аспекты кино и политику, стоящую за ним, — объясняет Янтрасаст. — Мы старались показать не только видимое, но и незримое. Некоторые музеи напоминают учебники. Так вот у нас — не такой! Он действительно станет открытием».

В основе постоянной экспозиции — раздел «История кино», расположившийся на трех этажах. Это путешествие начинается в цокольной галерее семьи Спилбергов, где монтаж сцен из 700 фильмов разворачивается на 6 больших экранах за 14 минут. Продолжается маршрут на втором этаже, эта часть посвящена важным фильмам и режиссерам — как всем известным, так и недооцененным, но повлиявшим на кинематограф. Например, здесь показывают знаменитые санки марки Rosebud из культовой ленты «Гражданин Кейн» (1941), о которых экранный герой вспоминает перед смертью. Среди героев реальных — актер и мастер боевых искусств Брюс Ли, оператор Эммануэль Любецки, один из первых выдающихся афроамериканских режиссеров Оскар Мишо.

В других залах разворачивается повествование о технологиях, связанных с созданием фильмов, а также о производстве, режиссуре и актерском мастерстве. Помимо выставок, в здании размещаются два кинотеатра, где будут показывать, в числе прочего, цикл фильмов, посвященных индийскому режиссеру Сатьяджиту Раю, новозеландской женщине-режиссеру Джейн Кэмпион и Анне Мэй Вонг, киноактрисе китайского происхождения, первой добившейся известности в Голливуде.

Премьерная временная выставка в музее рассказывает о Хаяо Миядзаки, гениальном японском аниматоре и соучредителе Studio Ghibli. А на следующий год заявлена выставка «Регенерация. Черное кино 1898–1971» — обстоятельный ретрообзор афро­американского кинематографа.

Не секрет, что на программу нового музея повлияли недавние скандалы в Голливуде, связанные с расизмом и сексизмом. Создание институции задумывалось почти десять лет назад, однако такие движения, как #OscarsSoWhite и #MeToo, заставили мир кино и культуру в целом признаться в прежней несправедливости. «Настал важный момент для киноиндустрии, возможность ответить на эти острые вопросы и требования осмысленно», — говорит Жаклин Стюарт, арт-директор музея.

Раздел «История кино» также был переосмыслен: в него включили всевозможные предыстории, воззрения и яркие примеры дискриминации, такие как феномен «блэкфейс» в гриме или проблема расизма в анимации. Даже в круглой золотой комнате, где расставлены 20 статуэток «Оскара», не обходится без упоминаний о социальном контексте церемонии и о противоречиях вокруг награды. «Для нас важно не только показать значение киноакадемии и „Оскара“, но и не стесняться говорить о моментах, которыми гордиться нельзя», — отмечает Крамер. Впрочем, в музее все же представлена и праздничная сторона «Оскара»: у посетителей есть возможность пройтись по красной ковровой дорожке и даже получить заветную награду, пусть и ненастоящую.

По мнению Стюарт, критические рамки не навредят, а лишь послужат углублению культурной значимости кино. «Мы признаем ценность артистического мастерства и зрелищности, способность фильма переносить в другое время и эпоху. Но важно осознавать, что эти легендарные ленты создавались не в вакууме, а в определенном контексте, — говорит она. — Вы можете не только любить кино, но и задавать себе разные вопросы. И гораздо лучше, когда смотришь с широко открытыми глазами». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+