18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Американской киноакадемии показывает подлинную историю Голливуда

Здание Музея Американской киноакадемии. Фото: Josh White, JWPictures/Academy Museum Foundation
Здание Музея Американской киноакадемии.
Фото: Josh White, JWPictures/Academy Museum Foundation
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Вместо голливудского гламура этот музей, построенный по проекту Ренцо Пьяно, представляет исследование фильмов со всего мира — от блокбастеров до артхауса

С тех пор как в 1929 году в отеле Hollywood Roosevelt прошла первая церемония вручения премии «Оскар», Лос-Анджелес прочно ассоциируется с киноиндустрией. Однако, возможно, из-за того, что в этом мегаполисе ненавидят жить прошлым, здесь до недавнего времени не было ни одного крупного музея, посвященного истории кино. Ситуация изменилась 30 сентября — с открытием долгожданного Музея Американской киноакадемии.

Вместо демонстрации голливудского гламура этот музей, спроектированный знаменитым архитектором Ренцо Пьяно (площадь здания составила почти 30 тыс. кв. м, а его строительство обошлось в $482 млн), представляет исследование фильмов со всего мира — от блокбастеров до артхауса. «Нам не нужно пересказывать одни и те же истории снова и снова, особенно когда осталось так много нерассказанных, утраченных, скрытых или забытых», — говорит Дорис Бергер, старший директор по вопросам кураторства.

В распоряжении музея — принадлежащая ему коллекция из 5 тыс. экспонатов, а также собрание его учредителя, Академии кинематографических искусств и наук, которое включает более 13 млн предметов, в том числе костюмы и реквизит. Например, рубиновые туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз» (1939) и маску для головы из «Чужого» (1979), разработанную Хансом Руди Гигером. Подобные артефакты дополнены текстами сценариев, фотографиями, образцами ранних пленочных камер. В экспозиции все это представлено вместе с видеоклипами, фрагментами интервью и кадрами со съемок, которые крутятся на экранах повсюду, создавая, как поясняет Бергер, баланс «между материальной культурой и движущимся изображением».

«Мы работаем над тем, чтобы маршрут был динамичным и увлекательным, чтобы посещение музея вызывало те же чувства и эмоции, которые вы испытываете, сидя в кинотеатре», — говорит директор институции Билл Крамер, в 2019 году сменивший на этом посту основателя музея Керри Броугера.

Здание музея спроектировано Ренцо Пьяно. Фото: Josh White, JWPictures/Academy Museum Foundation
Здание музея спроектировано Ренцо Пьяно.
Фото: Josh White, JWPictures/Academy Museum Foundation

Дизайном экспозиции по приглашению Крамера занимался Кулапат Янтрасаст из WHY Architecture. Он стремился создать свободно интерпретируемое пространство, побуждающее посетителей самим устанавливать связи между объектами. «Хотелось представить все аспекты кино и политику, стоящую за ним, — объясняет Янтрасаст. — Мы старались показать не только видимое, но и незримое. Некоторые музеи напоминают учебники. Так вот у нас — не такой! Он действительно станет открытием».

В основе постоянной экспозиции — раздел «История кино», расположившийся на трех этажах. Это путешествие начинается в цокольной галерее семьи Спилбергов, где монтаж сцен из 700 фильмов разворачивается на 6 больших экранах за 14 минут. Продолжается маршрут на втором этаже, эта часть посвящена важным фильмам и режиссерам — как всем известным, так и недооцененным, но повлиявшим на кинематограф. Например, здесь показывают знаменитые санки марки Rosebud из культовой ленты «Гражданин Кейн» (1941), о которых экранный герой вспоминает перед смертью. Среди героев реальных — актер и мастер боевых искусств Брюс Ли, оператор Эммануэль Любецки, один из первых выдающихся афроамериканских режиссеров Оскар Мишо.

Дизайном экспозиции занимался Кулапат Янтрасаст. Фото: Academy Museum Foundation/Image by WHY Architecture
Дизайном экспозиции занимался Кулапат Янтрасаст.
Фото: Academy Museum Foundation/Image by WHY Architecture

В других залах разворачивается повествование о технологиях, связанных с созданием фильмов, а также о производстве, режиссуре и актерском мастерстве. Помимо выставок, в здании размещаются два кинотеатра, где будут показывать, в числе прочего, цикл фильмов, посвященных индийскому режиссеру Сатьяджиту Раю, новозеландской женщине-режиссеру Джейн Кэмпион и Анне Мэй Вонг, киноактрисе китайского происхождения, первой добившейся известности в Голливуде.

Премьерная временная выставка в музее рассказывает о Хаяо Миядзаки, гениальном японском аниматоре и соучредителе Studio Ghibli. А на следующий год заявлена выставка «Регенерация. Черное кино 1898–1971» — обстоятельный ретрообзор афро­американского кинематографа.

Не секрет, что на программу нового музея повлияли недавние скандалы в Голливуде, связанные с расизмом и сексизмом. Создание институции задумывалось почти десять лет назад, однако такие движения, как #OscarsSoWhite и #MeToo, заставили мир кино и культуру в целом признаться в прежней несправедливости. «Настал важный момент для киноиндустрии, возможность ответить на эти острые вопросы и требования осмысленно», — говорит Жаклин Стюарт, арт-директор музея.

Экспозиция Музея американской киноакадемии. Фото: Academy Museum Foundation/Image by WHY Architecture
Экспозиция Музея американской киноакадемии.
Фото: Academy Museum Foundation/Image by WHY Architecture

Раздел «История кино» также был переосмыслен: в него включили всевозможные предыстории, воззрения и яркие примеры дискриминации, такие как феномен «блэкфейс» в гриме или проблема расизма в анимации. Даже в круглой золотой комнате, где расставлены 20 статуэток «Оскара», не обходится без упоминаний о социальном контексте церемонии и о противоречиях вокруг награды. «Для нас важно не только показать значение киноакадемии и „Оскара“, но и не стесняться говорить о моментах, которыми гордиться нельзя», — отмечает Крамер. Впрочем, в музее все же представлена и праздничная сторона «Оскара»: у посетителей есть возможность пройтись по красной ковровой дорожке и даже получить заветную награду, пусть и ненастоящую.

По мнению Стюарт, критические рамки не навредят, а лишь послужат углублению культурной значимости кино. «Мы признаем ценность артистического мастерства и зрелищности, способность фильма переносить в другое время и эпоху. Но важно осознавать, что эти легендарные ленты создавались не в вакууме, а в определенном контексте, — говорит она. — Вы можете не только любить кино, но и задавать себе разные вопросы. И гораздо лучше, когда смотришь с широко открытыми глазами». 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+