18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Музей Американской киноакадемии показывает подлинную историю Голливуда

№95
Материал из газеты

Вместо голливудского гламура этот музей, построенный по проекту Ренцо Пьяно, представляет исследование фильмов со всего мира — от блокбастеров до артхауса

С тех пор как в 1929 году в отеле Hollywood Roosevelt прошла первая церемония вручения премии «Оскар», Лос-Анджелес прочно ассоциируется с киноиндустрией. Однако, возможно, из-за того, что в этом мегаполисе ненавидят жить прошлым, здесь до недавнего времени не было ни одного крупного музея, посвященного истории кино. Ситуация изменилась 30 сентября — с открытием долгожданного Музея Американской киноакадемии.

Вместо демонстрации голливудского гламура этот музей, спроектированный знаменитым архитектором Ренцо Пьяно (площадь здания составила почти 30 тыс. кв. м, а его строительство обошлось в $482 млн), представляет исследование фильмов со всего мира — от блокбастеров до артхауса. «Нам не нужно пересказывать одни и те же истории снова и снова, особенно когда осталось так много нерассказанных, утраченных, скрытых или забытых», — говорит Дорис Бергер, старший директор по вопросам кураторства.

В распоряжении музея — принадлежащая ему коллекция из 5 тыс. экспонатов, а также собрание его учредителя, Академии кинематографических искусств и наук, которое включает более 13 млн предметов, в том числе костюмы и реквизит. Например, рубиновые туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз» (1939) и маску для головы из «Чужого» (1979), разработанную Хансом Руди Гигером. Подобные артефакты дополнены текстами сценариев, фотографиями, образцами ранних пленочных камер. В экспозиции все это представлено вместе с видеоклипами, фрагментами интервью и кадрами со съемок, которые крутятся на экранах повсюду, создавая, как поясняет Бергер, баланс «между материальной культурой и движущимся изображением».

«Мы работаем над тем, чтобы маршрут был динамичным и увлекательным, чтобы посещение музея вызывало те же чувства и эмоции, которые вы испытываете, сидя в кинотеатре», — говорит директор институции Билл Крамер, в 2019 году сменивший на этом посту основателя музея Керри Броугера.

Дизайном экспозиции по приглашению Крамера занимался Кулапат Янтрасаст из WHY Architecture. Он стремился создать свободно интерпретируемое пространство, побуждающее посетителей самим устанавливать связи между объектами. «Хотелось представить все аспекты кино и политику, стоящую за ним, — объясняет Янтрасаст. — Мы старались показать не только видимое, но и незримое. Некоторые музеи напоминают учебники. Так вот у нас — не такой! Он действительно станет открытием».

В основе постоянной экспозиции — раздел «История кино», расположившийся на трех этажах. Это путешествие начинается в цокольной галерее семьи Спилбергов, где монтаж сцен из 700 фильмов разворачивается на 6 больших экранах за 14 минут. Продолжается маршрут на втором этаже, эта часть посвящена важным фильмам и режиссерам — как всем известным, так и недооцененным, но повлиявшим на кинематограф. Например, здесь показывают знаменитые санки марки Rosebud из культовой ленты «Гражданин Кейн» (1941), о которых экранный герой вспоминает перед смертью. Среди героев реальных — актер и мастер боевых искусств Брюс Ли, оператор Эммануэль Любецки, один из первых выдающихся афроамериканских режиссеров Оскар Мишо.

В других залах разворачивается повествование о технологиях, связанных с созданием фильмов, а также о производстве, режиссуре и актерском мастерстве. Помимо выставок, в здании размещаются два кинотеатра, где будут показывать, в числе прочего, цикл фильмов, посвященных индийскому режиссеру Сатьяджиту Раю, новозеландской женщине-режиссеру Джейн Кэмпион и Анне Мэй Вонг, киноактрисе китайского происхождения, первой добившейся известности в Голливуде.

Премьерная временная выставка в музее рассказывает о Хаяо Миядзаки, гениальном японском аниматоре и соучредителе Studio Ghibli. А на следующий год заявлена выставка «Регенерация. Черное кино 1898–1971» — обстоятельный ретрообзор афро­американского кинематографа.

Не секрет, что на программу нового музея повлияли недавние скандалы в Голливуде, связанные с расизмом и сексизмом. Создание институции задумывалось почти десять лет назад, однако такие движения, как #OscarsSoWhite и #MeToo, заставили мир кино и культуру в целом признаться в прежней несправедливости. «Настал важный момент для киноиндустрии, возможность ответить на эти острые вопросы и требования осмысленно», — говорит Жаклин Стюарт, арт-директор музея.

Раздел «История кино» также был переосмыслен: в него включили всевозможные предыстории, воззрения и яркие примеры дискриминации, такие как феномен «блэкфейс» в гриме или проблема расизма в анимации. Даже в круглой золотой комнате, где расставлены 20 статуэток «Оскара», не обходится без упоминаний о социальном контексте церемонии и о противоречиях вокруг награды. «Для нас важно не только показать значение киноакадемии и „Оскара“, но и не стесняться говорить о моментах, которыми гордиться нельзя», — отмечает Крамер. Впрочем, в музее все же представлена и праздничная сторона «Оскара»: у посетителей есть возможность пройтись по красной ковровой дорожке и даже получить заветную награду, пусть и ненастоящую.

По мнению Стюарт, критические рамки не навредят, а лишь послужат углублению культурной значимости кино. «Мы признаем ценность артистического мастерства и зрелищности, способность фильма переносить в другое время и эпоху. Но важно осознавать, что эти легендарные ленты создавались не в вакууме, а в определенном контексте, — говорит она. — Вы можете не только любить кино, но и задавать себе разные вопросы. И гораздо лучше, когда смотришь с широко открытыми глазами». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+