18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Души изменчивой приметы» на портретах из коллекции Карисаловых

№95
Материал из газеты

Фонд IN ARTIBUS продолжает знакомить московскую публику с отечественными частными собраниями. Сейчас в нем открыта выставка, где можно увидеть русские портреты XVIII–XIX веков

На выставках в фонде уже демонстрировались многочисленные произведения из коллекции его основателя, издателя The Art Newspaper Инны Баженовой; в 2020 году выставочное пространство на Пречистенской набережной было предоставлено под тотальную инсталляцию на основе коллекции Максима Боксера; в составе сборных выставок неоднократно были показаны работы из различных частных собраний. На этот раз фонд подготовил выставку на основе одной коллекции — мецената Михаила Карисалова, известного щедрыми дарами российским музеям (так, в Музеи Кремля перешло его собрание произведений из резной кости, а в ГМИИ имени Пушкина — античная коллекция).

В IN ARTIBUS представлены русские портреты XVIII–XIX веков, в числе авторов — первые имена отечественной живописи той эпохи: Алексей Антропов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин. Не менее интересны образы русских аристократов, созданные иностранными художниками, работавшими в России начиная с петровского времени. В то время как первые русские живописцы отправились учиться за рубеж, ко двору стали активно приглашать европейских мастеров — художников из Франции, Германии и других стран. Для этого явления в отечественной искусствоведческой науке появился даже специальный термин — «россика».

Одним из первых в начале XVIII века в Россию по приглашению Петра I прибыл француз Луи Каравак. На выставке представлен портрет императрицы Елизаветы Петровны его кисти. Можно увидеть и работы других выдающихся представителей россики — Жан-Луи Вуаля, Георга Кристофа Гроота, Иоганна Баптиста Лампи Старшего, Александра Рослина, а также Джорджа Доу, создателя задуманной Александром I Военной галереи Зимнего дворца. Экспозиция, подготовленная ученым секретарем фонда доктором искусствоведения Анной Корндорф, включает 30 живописных портретов русской аристократии, а также предметы мебели, в частности бюро и секретер в стиле жакоб.

В числе изображенных на портретах персон — Павел I (тогда еще наследник престола) и его супруга Мария Федоровна, их дети великие князья Александр и Константин Павловичи, фрейлины императорского двора, государственный деятель Никита Панин, светский красавец и храбрый офицер Валериан Зубов и многие другие. Особого внимания заслуживает портрет княгини Шаховской (1785) кисти Левицкого. Еще два десятилетия назад работа в монографиях, посвященных художнику, числилась как утраченная, ее местонахождение было неизвестно, но благодаря Михаилу Карисалову портрет вернулся в Россию и регулярно участвует в музейных выставках.  

Фонд IN ARTIBUS
«Живописный портрет XVIII–XIX веков из коллекции семьи Карисаловых»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+