18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Души изменчивой приметы» на портретах из коллекции Карисаловых

№95
Материал из газеты

Фонд IN ARTIBUS продолжает знакомить московскую публику с отечественными частными собраниями. Сейчас в нем открыта выставка, где можно увидеть русские портреты XVIII–XIX веков

На выставках в фонде уже демонстрировались многочисленные произведения из коллекции его основателя, издателя The Art Newspaper Инны Баженовой; в 2020 году выставочное пространство на Пречистенской набережной было предоставлено под тотальную инсталляцию на основе коллекции Максима Боксера; в составе сборных выставок неоднократно были показаны работы из различных частных собраний. На этот раз фонд подготовил выставку на основе одной коллекции — мецената Михаила Карисалова, известного щедрыми дарами российским музеям (так, в Музеи Кремля перешло его собрание произведений из резной кости, а в ГМИИ имени Пушкина — античная коллекция).

В IN ARTIBUS представлены русские портреты XVIII–XIX веков, в числе авторов — первые имена отечественной живописи той эпохи: Алексей Антропов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин. Не менее интересны образы русских аристократов, созданные иностранными художниками, работавшими в России начиная с петровского времени. В то время как первые русские живописцы отправились учиться за рубеж, ко двору стали активно приглашать европейских мастеров — художников из Франции, Германии и других стран. Для этого явления в отечественной искусствоведческой науке появился даже специальный термин — «россика».

Одним из первых в начале XVIII века в Россию по приглашению Петра I прибыл француз Луи Каравак. На выставке представлен портрет императрицы Елизаветы Петровны его кисти. Можно увидеть и работы других выдающихся представителей россики — Жан-Луи Вуаля, Георга Кристофа Гроота, Иоганна Баптиста Лампи Старшего, Александра Рослина, а также Джорджа Доу, создателя задуманной Александром I Военной галереи Зимнего дворца. Экспозиция, подготовленная ученым секретарем фонда доктором искусствоведения Анной Корндорф, включает 30 живописных портретов русской аристократии, а также предметы мебели, в частности бюро и секретер в стиле жакоб.

В числе изображенных на портретах персон — Павел I (тогда еще наследник престола) и его супруга Мария Федоровна, их дети великие князья Александр и Константин Павловичи, фрейлины императорского двора, государственный деятель Никита Панин, светский красавец и храбрый офицер Валериан Зубов и многие другие. Особого внимания заслуживает портрет княгини Шаховской (1785) кисти Левицкого. Еще два десятилетия назад работа в монографиях, посвященных художнику, числилась как утраченная, ее местонахождение было неизвестно, но благодаря Михаилу Карисалову портрет вернулся в Россию и регулярно участвует в музейных выставках.  

Фонд IN ARTIBUS
«Живописный портрет XVIII–XIX веков из коллекции семьи Карисаловых»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+