18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Нижний на высоте: что нового можно увидеть в старинном городе

Даже если вы бывали в Нижнем Новгороде, стоит навестить его сейчас: город существенно преобразили к празднованию 800-летия, восстановлены старые памятники и появились новые пространства для искусства и интересные маршруты

Широкое празднование исторической даты в конце августа и соответствующие субсидии позволили властям города многое сделать для его благоустройства, и работы еще продолжаются.

Основательной реновации подвергся кремль, высшая точка Нижнего, с самыми козырными панорамами великого пейзажа, где сливаются Волга и Ока. В центре кремлевской территории восстановлена взорванная большевиками в 1929 году белоснежная колокольня XVII века Спасо-Преображенского собора; мощные крепостные стены, по периметру которых теперь можно пройтись, приспосабливают под кафе и магазины. После капитального ремонта (которого не было с начала 1990-х годов) вновь открылось здание Нижегородского государственного художественного музея, бывший дворец военного губернатора, рядом с конструктивистским домом-самолетом. Экспозиция русского искусства от икон до соцреализма теперь щеголяет благородными оттенками стен и самым современным музейным светом. Коллекцию русского авангарда с сентября показывают отдельно, по соседству, за стенами кремля на площади Минина и Пожарского, а за западноевропейским искусством нужно идти в дом купца Сироткина, тоже неподалеку, на Верхневолжской набережной.

Музей теперь может похвастать еще одним новым пространством для искусства — восстановленным краснокирпичным Манежем в кремле. Построенный в середине XIX века по велению Николая I для военных нужд, Манеж знавал разные времена. Например, в начале ХХ века там по инициативе Максима Горького, самого знаменитого местного уроженца, чье имя город носил в 1932–1990 годах, проводили популярные елки для детей из бедных семей. До 2022 года в новом пространстве открыта феноменальная выставка «Небесный Нижний», посвященная святым покровителям города, местным монастырям, коллекционерам-старообрядцам, с редчайшими иконами из разных музеев, в том числе Музея имени Андрея Рублева и Третьяковки, привезены даже Царские врата Андрея Рублева из Троице-Сергиевой лавры.

Рядом с Манежем выставлена кабинка фуникулера (или, по-местному, элеватора), запущенного к Нижегородской промышленной выставке в 1896 году и потом упраздненного. Сейчас ведутся восстановительные работы, и вскоре на этом историческом аттракционе можно будет прокатиться (если невтерпеж, то сейчас действует канатная дорога через Волгу до города Бор). Вообще, один из маршрутов по городу — по следам всевозможных научно-технических достижений, которыми также знаменит Нижний, породивший изобретателя Ивана Кулибина, а потом упрочивший свою славу «инноцентра» благодаря Нижегородской ярмарке, на которой показывали всевозможные новинки. Так, Нижний стал первым в России городом, где был запущен трамвай, бодро шурующий по крутым улицам и сейчас.

Ну и конечно, в кремле нельзя пропустить Арсенал — форпост современного искусства, бережно отреставрированный по проекту столичного архитектора Евгения Асса и открытый в 2012 году. Благодаря команде Арсенала Нижний стал одним из главных центров российского современного искусства. С 2019 года тут проходят и выставка номинантов, и торжественная церемония вручения премии «Инновация» — главной российской награды в области современного искусства.

Несомненного визита заслуживает стрелка Оки и Волги — место, где проводилась крупнейшая в Российской империи Нижегородская ярмарка. Когда-то там было 60 торговых корпусов с 2530 лавками. Довольно запущенная в постсоветское время, стрелка была приведена в порядок к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Сейчас это просторная территория с прекрасными видами, где, как на шахматной доске, расставлены знаковые сооружения: новый белый модернистский стадион, желтая церковь Александра Невского, нарядный терем — главный ярмарочный дом, торговые ряды — и сенсация последнего времени — гигантские ажурные металлические пакгаузы для всероссийских выставок 1882 и 1886 годов. Они были чудесным образом обнаружены несколько лет назад внутри позднейших построек, и сейчас их приспосабливают под проведение культурных фестивалей. Хотя в авторах значатся имена не слишком известных российских инженеров, конструкции пакгаузов напоминают о нашем Эйфеле — Владимире Шухове, который дебютировал именно в Нижнем Новгороде первой гиперболоидной башней (подобную конструкцию он потом повторил в знаменитой Шуховской башне в Москве).

Интересно, что историю Нижегородской ярмарки мы сегодня изучаем по фотографиям Максима Дмитриева, одного из главных дореволюционных российских фотографов, наряду с Андреем Карелиным. Нижний как родина российской фотографии — еще один вектор изучения культурного наследия города. Хотите историю легендарных летчиков — навестите знаменитый экспрессивный памятник Валерию Чкалову Веры Мухиной (помпезную лестницу под ним тоже обновили) и самолетик, поставленный в память о мертвой петле пилота Петра Нестерова (он тоже местный). Для особых эстетов можно предложить маршрут по зданиям «пестмодерна» — постмодернистской архитектуры, которая возникла в Нижнем в 1990-е и стала в свое время событием, ее идеологом был архитектор Евгений Пестов. (Много информации — на сайте nizhny800.ru.)

А тем, кто любит все неформальное, стоит отправиться в путешествие по нижегородскому стрит-арту, благо сейчас есть интерактивная карта «Стрит-арт Нижнего Новгорода» на Google Maps с расположением всех точек с шедеврами уличного искусства, а их под 200. Таким способом можно увидеть не только парадную сторону города, но и милую многим дряхлую старину деревянных домишек, видимо обреченных на снос, на стенах которых современные активисты создают свои работы. Но даже простое фланирование по главной пешеходной улице — Большой Покровской — сулит массу впечатлений. Тут, например, можно встретить невиданное зрелище — уличную лавку с гипсовыми головами всяких античных героев, из тех, что рисуют в художественных школах. 


Усадьба Рукавишниковых

Роскошное палаццо, построенное купцом, «стальным королем» Сергеем Рукавишниковым в 1877 году. Его сын, писатель Иван Рукавишников, описал особняк в романе «Проклятый род»: «Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И будет дворец тот стоить ровно миллион… Пусть весь город ахнет». Из этого рода происходит и династия скульпторов ­Рукавишниковых. Дворец — филиал историко-архитектурного музея-заповедника.
Сайт


Музей детства А.М.Горького «Домик Каширина»

Деревянный дом деда Максима Горького Василия Каширина, цехового старшины в красильной мастерской. Будущий писатель после смерти отца вместе с бабушкой и матерью перебрался к деду в 1871 году. Эти впечатления он описал в повести «Детство». Домик Каширина, содержащий многие подлинные предметы, интересен и как историческое свидетельство быта и нравов мещанского сословия. Филиал Государственного музея А.М.Горького, основное здание которого закрыто на реконструкцию.
Сайт


Галерея Futuro

Самая модная галерея Нижнего, открывшаяся в 2016 году, прославилась благодаря интерьеру — богато декорированному залу бывшего доходного дома Городского общества, памятника XIX века. На фоне бережно законсервированных руин современное искусство выглядит особенно привлекательно. Тут показывают как начинающих художников, так и выставки звезд вроде Павла Отдельнова и Алисы Йоффе. В галерее функционируют лекторий, кинозал, театральная площадка, а также арт-инкубатор, что бы под этим ни подразумевалось.
Сайт


Катер «Герой»

Речной буксир, прослуживший на Волге 90 лет. Поначалу носил название «Финн», после участия в военных действиях под Сталинградом получил имя «Герой». Был плавучим музеем боевой славы военного флота. В 1985 году превращен в памятник всем волжским речникам. Установлен на вечную стоянку на набережной у подножия Чкаловской лестницы. Путь по лестнице поэтому называется «от героя до героя» — от памятника Валерию Чкалову до буксира. Место паломничества молодоженов, символ «семейной лодки».
Сайт

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+