В Дубае обсудили русский вклад в мировую цивилизацию

Российский павильон на Экспо-2020. Фото: Илья Иванов
Российский павильон на Экспо-2020.
Фото: Илья Иванов

На Экспо-2020 прошел форум «Культура России: настоящее, прошлое и будущее», где обсудили новые формы бытования культуры в глобальном контексте и то, чем универсальный музей отличается от энциклопедического

Грандиозная выставка Экспо-2020 открылась в Дубае с опозданием на один год из-за пандемии, по маркетинговым соображениям ей даже оставили в названии предыдущий год. Это самая крупная Экспо за более чем 150 лет существования подобных смотров (они проводятся с 1851 года): на 438 га построили свои павильоны 192 страны. Слоган выставки — «Объединяем умы и создаем будущее». Все пространство и участники разделены на три сектора, иллюстрирующих самые горячие для футурологов темы: устойчивое развитие, мобильность и новые возможности. На строительство Экспо и сопутствующей инфраструктуры (расширение аэропорта, прокладка метро и прочее) Дубай потратил $6,9 млрд. Планируется, что за 6 месяцев работы, до 31 марта 2022 года, выставку посетят 25 млн человек.

Находящийся в секторе «Мобильность» российский павильон построен по проекту архитектора Сергея Чобана.
Внешняя оболочка павильона состоит из множества переплетенных разноцветных трубок-нитей. Фото: Илья Иванов
Внутри павильона России посетителей ждут интерактивные инсталляции. Фото: Илья Иванов
Внешняя оболочка павильона состоит из множества переплетенных разноцветных трубок-нитей.
Фото: Илья Иванов
Внутри павильона России посетителей ждут интерактивные инсталляции.
Фото: Илья Иванов

Сложная видеоинсталляция внутри павильона разработана большой командой: автором идеи и дизайна выступил Константин Петров (Simpateka Entertainment Group), научным куратором — академик Константин Анохин, художественным куратором — главный художник Первого канала Дмитрий Ликин. На 182 дня Экспо запланировано проведение более 60 мероприятий культурной и деловой программы. Партнер культурной программы — Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

На посвященной этой самой культуре встрече 11 октября не было случайных людей: за каждым выступающим стояли интересная история и уникальный опыт. По видеосвязи форум приветствовали министр культуры РФ Ольга Любимова и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, обратившийся к аудитории на русском и арабском языках. И этот нюанс удивительно много добавил в атмосферу встречи.

Продюсер Илья Попов рассказал, что помогает созданным его командой Смешарикам и Фиксикам победоносно шагать по планете и завоевывать сердца и умы детворы. Превосходно говорящий на пяти языках балетмейстер Азарий Плисецкий (младший брат Майи Михайловны) напомнил о путях распространения русского балета по планете. И шло оно не благодаря одним только гастролям, а потому что, например, его тетя Суламифь Мессерер долго преподавала балет в Японии и фактически создала там это искусство с нуля, а он сам с 1962 года десять лет работал на Кубе, и сегодня кубинская школа балета — крупнейшая (3 тыс. студентов!) и одна из сильнейших в мире.

Выступление Дэвида Мэнсфилда, директора открытой пять лет назад Дубайской оперы, оказалось тут как нельзя кстати. Он выразил мнение, что, если когда-нибудь в ОАЭ откроется школа балета, это сделают русские артисты. Вот и в день форума «Санктъ-Петербургъ опера» давала в Дубае «Риголетто», а в ноябре ожидают Диану Вишнёву.

Участие русских балета и оперы в становлении новой дубайской сцены трудно переоценить. Фактически речь идет о непрерывающихся гастролях.

Архитектор Сергей Чобан пролил свет на логику создания нашего павильона на Экспо, который похож на бедуинскую кибитку, опутанную разноцветным оптоволоконным кабелем. Архитектор в который раз демонстрирует фантастически выверенный ответ на, казалось бы, противоречивый заказ: сделать павильон и русским (его многоцветье перекликается с древнерусской архитектурой, Покровским собором на Красной площади и к тому же на символическом уровне представляет многонациональное государство, в котором живет около 200 народов), и суперсовременным (здесь легко прочитывается оммаж русскому авангарду, цель была — показать, как из линий рождается объем), и соответствие местному контексту, и эффект фокуса (все-таки Экспо — это слегка Диснейленд), и броский, почти рекламный запоминающийся образ. Внутренний объем павильона состоит из двух полусфер, вставленных друг в друга как матрешки, по периметру — пространства для деловых переговоров, ядро — свето-цвето-музыкальная инсталляция вокруг гигантской модели человеческого мозга. И в том, что мозг не смотрится комично, большая заслуга Дмитрия Ликина, создателя science based визуального контента.

Вторая половина дня была посвящена работе музеев. Вела беседу издатель международной сети The Art Newspaper, сооснователь онлайн-платформы The Art Exchange и основатель московского фонда IN ARTIBUS Инна Баженова.
Слева направо: Олег Лотухин, Катерина Новикова, Ханс Фрайкин, Инна Баженова, Манюэль Рабате, Василий Церетели. Фото: Expo 2020 Dubai
Модератором сессии «Музейное дело, театр и кино: новые векторы развития» выступила Инна Баженова. Фото: Expo 2020 Dubai
Участники сессии «Музейное дело, театр и кино: новые векторы развития». Фото: Expo 2020 Dubai
Слева направо: Олег Лотухин, Катерина Новикова, Ханс Фрайкин, Инна Баженова, Манюэль Рабате, Василий Церетели.
Фото: Expo 2020 Dubai
Модератором сессии «Музейное дело, театр и кино: новые векторы развития» выступила Инна Баженова.
Фото: Expo 2020 Dubai
Участники сессии «Музейное дело, театр и кино: новые векторы развития».
Фото: Expo 2020 Dubai

На сцену поднялись директора музеев: Олег Лотухин (Ельцин Центр в Екатеринбурге), Манюэль Рабате (Лувр — Абу-Даби), Василий Церетели (Московский музей современного искусства). Компанию им составили начальник пресс-службы Большого театра Катерина Новикова и Ханс Фрайкин, глава Abu Dhabi Film Commission (ADFC) — государственного агентства по поддержке кино и телеиндустрии. Разговор шел о новых формах бытования культуры. И если в кино все понятно (глобализация привела к тому, что на Ближнем Востоке сегодня снимается большое количество голливудских блокбастеров), если в театре мы тоже наблюдаем новые методы работы (например, вместо дорогих гастролей — копродукция, результат объединения нескольких театров для создания одного спектакля), то в области музейного строительства совместить новое и традиционное оказывается не так-то легко. Манюэль Рабате рассказал на примере его институции, чем универсальный музей (каковым является Лувр — Абу-Даби) отличается от энциклопедического. Универсальный, не претендуя на широкий охват материала, тем не менее по-новому представляет артефакты, синхронизируя их не географически или хронологически, а по темам (например,

«Великий шелковый путь» или «Художники в Париже»). И такой подход позволяет увидеть историю искусств в совершенно новых ракурсах. Василий Церетели поведал о разнообразнейших программах своего музея: биеннале молодого искусства, школа современного искусства, библиотека, насчитывающая 14 тыс. изданий, 60 выставок по всей стране. Олег Лотухин рассказал о Ельцин Центре как о музее переходного периода и формата и о том, что институция получила в 2017 году Премию Кеннета Хадсона и стала обладательницей одной из трех главных наград конкурса «Лучший европейский музей 2017 года» (EMYA).

Инна Баженова считает, что сегодня в музейном строительстве можно наблюдать два разнонаправленных движения. «С одной стороны, идет мировая музейная экспансия, по всему миру открываются филиалы крупнейших институций, чему яркое свидетельство — Лувр — Абу-Даби. Цель этой деятельности — извлечь искусство из запасников, познакомить широкую аудиторию с оригинальными произведениями. А с другой стороны (и это надо рассматривать как безусловно положительную тенденцию), идет оцифровка музейных коллекций, виртуализация музейной жизни, и в период карантина активность онлайн многократно возросла. Соблюсти баланс двух этих векторов — непростая задача для современных музеев», — резюмирует она.

Собравшиеся с увлечением обсудили блокчейн, сойдясь на том, что новая технология уникального токена NFT наверняка будет востребована в музейной каталогизации.

Как и после первой, утренней сессии, вопросы из зала касались наращивания российского культурного присутствия на Ближнем Востоке. Регион, как оказалось, за последнюю четверть века стал второй родиной для большого числа людей из России, и они хотят более активных контактов: выставок, спектаклей, фестивалей. В общем и целом в столь непривычном климате, на площадке, где воистину собралась вся планета, остро ощущаешь, каким мощным ресурсом для России являются культура и искусство.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+