Закулисье ювелирного мастерства и балетного искусства

Броши-балерины, которые можно увидеть на выставке в Москве. Фото: Van Cleef & Arpels
Броши-балерины, которые можно увидеть на выставке в Москве.
Фото: Van Cleef & Arpels
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Очарованный изяществом балетных па, французский ювелирный Дом Van Cleef & Arpels приглашает в волшебный и таинственный мир танца и драгоценностей

Балет всегда был связан с аристократическим миром роскоши. Философия и культурная политика ювелирного Дома Van Cleef & Arpels — еще одно подтверждение этого правила. Особое отношение бренда к балетному искусству дало жизнь образовательной инициативе En Coulisses. Все мероприятия программы подчинены главной задаче — распахнуть перед публикой двери в закулисье, где таятся секреты ювелирного мастерства и красоты танца.

Главной площадкой En Coulisses 8–17 октября станет третий этаж «Петровского Пассажа». Насыщенная программа концептуально делится на две большие части, посвященные балету и украшениям. Все тонкости ювелирного дела будут освещены на лекциях в онлайн- и офлайн-форматах, а также мастер-классах. Их проведут лучшие ювелиры, закрепщики камней, дизайнеры и полировщики ювелирных украшений Дома, которых в ателье на Вандомской площади называют mains d’or, «золотые руки». Отдельный цикл лекций и дискуссий в программе посвящен искусству танца.

Узнав много интересного и нового, можно отправиться со знанием дела смотреть выставки, расположенные на третьем этаже пассажа. Там будут представлены снимки легендарных артистов и хореографов, сделанные мастером балетной фотографии Михаилом Логвиновым, и ретроспектива из более чем 40 выдающихся произведений музейной коллекции Van Cleef & Arpels. В их число вошли 16 уникальных брошей-балерин, а также минодьеры — небольшие сумочки с жестким корпусом, украшенные балетными сценами. Работы охватывают пять десятилетий, что позволит проследить эволюцию темы танца, рассказанную драгоценностями.

Минодьер, декорированный деталями из золота, бирюзы и рубинов. 1945. Фото: Van Cleef & Arpels
Минодьер, декорированный деталями из золота, бирюзы и рубинов. 1945.
Фото: Van Cleef & Arpels

Первые броши-балерины были вдохновлены портретами и фотографиями знаменитых танцовщиц. В дальнейшем найденные позы приобрели универсальный характер. Прошли десятилетия, а в брошах сохранились изящество балетного па, томность изгиба лебединой шеи и легкость жеста нежных рук. Неизменными остались и ажурные пачки из россыпи самоцветов, и филигранно сделанные пуанты на тонких драгоценных ножках. По сей день для каждой коллекции дизайнеры Дома создают новую ипостась броши-балерины, беря за основу уже традиционную иконографию. Атмосферу театральной феерии на выставке поддерживает коллекция роскошных балетных костюмов Большого театра, для которых характерна та же маэстрия в исполнении деталей, что и для предметов из коллекции Van Cleef & Arpels.

Остальные украшения основаны на двух других важных для Van Cleef & Arpels источниках вдохновения — высокой моде и красоте природы. На выставке покажут причудливые броши флоральных форм и классические колье Zip и Sequin. Жемчужина экспозиции и предмет особой гордости, редко экспонируемый перед широкой публикой, — бриллиантовая тиара, которую надевала в 1978 году княгиня Монако Грейс на свадьбу дочери.

Эскиз костюма к балету «Зефир и Флора, или Метаморфозы» художника по костюмам Большого театра Елены Зайцевой. Фото: Van Cleef & Arpels
Эскиз костюма к балету «Зефир и Флора, или Метаморфозы» художника по костюмам Большого театра Елены Зайцевой.
Фото: Van Cleef & Arpels

Связь Дома с балетом началась еще в далекие 1920-е годы, когда его основатель Луи Арпельс водил племянника Клода смотреть балет в Оперу Гарнье, расположенную неподалеку от главного бутика бренда. В дальнейшем страсть к балету свела Клода с хореографом, создавшим труппу «Балета Нью-Йорка», Джорджем Баланчиным. Мэтры совпали друг с другом в своей любви к танцу и ювелирным творениям. В результате их творческой коллаборации Баланчин поставил в конце 1960-х балет «Драгоценности». В 2021 году по мотивам знаменитой постановки Дом Van Cleef & Arpels создал три модели драгоценных часов Lady Arpels Ballerines Musicales с подвижной деталью-занавесом и мелодичным звучанием, как в старинных музыкальных шкатулках.

Балетомания бренда не ограничивается созданием украшений. Он проводит активную культурную политику, оказывая поддержку как молодым талантливым хореографам, так и крупным мировым театрам, в том числе и российским. Например, в 2012 году Дом Van Cleef & Arpels выступил партнером Большого театра в работе над новой постановкой балета «Драгоценности». В основу сценографии и художественного решения костюмов был положен фирменный стиль Дома.

Артем Овчаренко и Дарья Хохлова во время репетиции. Фото: Van Cleef & Arpels
Артем Овчаренко и Дарья Хохлова во время репетиции.
Фото: Van Cleef & Arpels

При поддержке бренда в рамках программы En Coulisses в октябре будет поставлен балет-опера «Зефир и Флора, или Метаморфозы». Решение обратиться именно к нему связано с традицией сотрудничества Франции и России: в XIX веке Адам Глушковский поставил балет по мотивам одноименной постановки своего французского учителя Шарля-Луи Дидло. Кстати, сам сложносоставной жанр оперы-балета сложился при французском придворном театре. Место современной премьеры — Дом Пашкова — тоже выбрано как дань истории. Там прошел первый показ спектакля в 1817 году, так как после наполеоновского нашествия и пожара в столице этот особняк превратился во временное пристанище для труппы Большого театра. Особое значение имеет обращение к оригинальной музыке французского композитора той эпохи Фредерика Антуана Венюа, о живых интонациях которой хвалебно отзывался сам Александр Пушкин. Считалось, что партитура Венюа утрачена, однако недавно ее чудом обнаружили в одном из европейских архивов.

За новую постановку отвечает именитый хореограф Артемий Беляков. В ней принимают участие звезды Большого театра: танцовщики Дарья Хохлова, Артем Овчаренко, Игорь Цвирко и оперные солисты Ярослав Абаимов и Аида Гарифуллина. Зрителям, не сумевшим лично насладиться премьерным показом 7 октября, не стоит беспокоиться: запись спектакля будет транслироваться на выставке En Coulisses на третьем этаже «Петровского Пассажа».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+