18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Закулисье ювелирного мастерства и балетного искусства

№95
Материал из газеты

Очарованный изяществом балетных па, французский ювелирный Дом Van Cleef & Arpels приглашает в волшебный и таинственный мир танца и драгоценностей

Балет всегда был связан с аристократическим миром роскоши. Философия и культурная политика ювелирного Дома Van Cleef & Arpels — еще одно подтверждение этого правила. Особое отношение бренда к балетному искусству дало жизнь образовательной инициативе En Coulisses. Все мероприятия программы подчинены главной задаче — распахнуть перед публикой двери в закулисье, где таятся секреты ювелирного мастерства и красоты танца.

Главной площадкой En Coulisses 8–17 октября станет третий этаж «Петровского Пассажа». Насыщенная программа концептуально делится на две большие части, посвященные балету и украшениям. Все тонкости ювелирного дела будут освещены на лекциях в онлайн- и офлайн-форматах, а также мастер-классах. Их проведут лучшие ювелиры, закрепщики камней, дизайнеры и полировщики ювелирных украшений Дома, которых в ателье на Вандомской площади называют mains d’or, «золотые руки». Отдельный цикл лекций и дискуссий в программе посвящен искусству танца.

Узнав много интересного и нового, можно отправиться со знанием дела смотреть выставки, расположенные на третьем этаже пассажа. Там будут представлены снимки легендарных артистов и хореографов, сделанные мастером балетной фотографии Михаилом Логвиновым, и ретроспектива из более чем 40 выдающихся произведений музейной коллекции Van Cleef & Arpels. В их число вошли 16 уникальных брошей-балерин, а также минодьеры — небольшие сумочки с жестким корпусом, украшенные балетными сценами. Работы охватывают пять десятилетий, что позволит проследить эволюцию темы танца, рассказанную драгоценностями.

Первые броши-балерины были вдохновлены портретами и фотографиями знаменитых танцовщиц. В дальнейшем найденные позы приобрели универсальный характер. Прошли десятилетия, а в брошах сохранились изящество балетного па, томность изгиба лебединой шеи и легкость жеста нежных рук. Неизменными остались и ажурные пачки из россыпи самоцветов, и филигранно сделанные пуанты на тонких драгоценных ножках. По сей день для каждой коллекции дизайнеры Дома создают новую ипостась броши-балерины, беря за основу уже традиционную иконографию. Атмосферу театральной феерии на выставке поддерживает коллекция роскошных балетных костюмов Большого театра, для которых характерна та же маэстрия в исполнении деталей, что и для предметов из коллекции Van Cleef & Arpels.

Остальные украшения основаны на двух других важных для Van Cleef & Arpels источниках вдохновения — высокой моде и красоте природы. На выставке покажут причудливые броши флоральных форм и классические колье Zip и Sequin. Жемчужина экспозиции и предмет особой гордости, редко экспонируемый перед широкой публикой, — бриллиантовая тиара, которую надевала в 1978 году княгиня Монако Грейс на свадьбу дочери.

Связь Дома с балетом началась еще в далекие 1920-е годы, когда его основатель Луи Арпельс водил племянника Клода смотреть балет в Оперу Гарнье, расположенную неподалеку от главного бутика бренда. В дальнейшем страсть к балету свела Клода с хореографом, создавшим труппу «Балета Нью-Йорка», Джорджем Баланчиным. Мэтры совпали друг с другом в своей любви к танцу и ювелирным творениям. В результате их творческой коллаборации Баланчин поставил в конце 1960-х балет «Драгоценности». В 2021 году по мотивам знаменитой постановки Дом Van Cleef & Arpels создал три модели драгоценных часов Lady Arpels Ballerines Musicales с подвижной деталью-занавесом и мелодичным звучанием, как в старинных музыкальных шкатулках.

Балетомания бренда не ограничивается созданием украшений. Он проводит активную культурную политику, оказывая поддержку как молодым талантливым хореографам, так и крупным мировым театрам, в том числе и российским. Например, в 2012 году Дом Van Cleef & Arpels выступил партнером Большого театра в работе над новой постановкой балета «Драгоценности». В основу сценографии и художественного решения костюмов был положен фирменный стиль Дома.

При поддержке бренда в рамках программы En Coulisses в октябре будет поставлен балет-опера «Зефир и Флора, или Метаморфозы». Решение обратиться именно к нему связано с традицией сотрудничества Франции и России: в XIX веке Адам Глушковский поставил балет по мотивам одноименной постановки своего французского учителя Шарля-Луи Дидло. Кстати, сам сложносоставной жанр оперы-балета сложился при французском придворном театре. Место современной премьеры — Дом Пашкова — тоже выбрано как дань истории. Там прошел первый показ спектакля в 1817 году, так как после наполеоновского нашествия и пожара в столице этот особняк превратился во временное пристанище для труппы Большого театра. Особое значение имеет обращение к оригинальной музыке французского композитора той эпохи Фредерика Антуана Венюа, о живых интонациях которой хвалебно отзывался сам Александр Пушкин. Считалось, что партитура Венюа утрачена, однако недавно ее чудом обнаружили в одном из европейских архивов.

За новую постановку отвечает именитый хореограф Артемий Беляков. В ней принимают участие звезды Большого театра: танцовщики Дарья Хохлова, Артем Овчаренко, Игорь Цвирко и оперные солисты Ярослав Абаимов и Аида Гарифуллина. Зрителям, не сумевшим лично насладиться премьерным показом 7 октября, не стоит беспокоиться: запись спектакля будет транслироваться на выставке En Coulisses на третьем этаже «Петровского Пассажа».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+