18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Копия «Моны Лизы» проливает новый свет на оригинал

Ученик Леонардо, создавший «Мону Лизу» из Прадо, также является автором копий «Святой Анны» и «Спасителя мира». Все их можно увидеть на выставке в мадридском музее

Выставка «Леонардо и копия „Моны Лизы“», открытая в Прадо до 23 января и посвященная версии знаменитой картины, предлагает по-новому взглянуть на оригинал Леонардо да Винчи. В некотором отношении в копии из собрания мадридского музея замысел художника виден лучше, чем в оригинале из Лувра.

Картина из Прадо долго считалась всего лишь одной из многочисленных копий «Моны Лизы», но около десятилетия назад реставраторы обнаружили, что темный фон на ней на самом деле является поздней записью, скрывающей пейзаж на заднем плане. Запись расчистили и в 2012 году объявили о захватывающем открытии: подмалевки луврского оригинала и копии из Прадо очень похожи. Это позволяет предположить, что копия делалась не с полностью законченного оригинала, а обе картины создавались в мастерской Леонардо параллельно.

Важно также, что некоторые элементы композиции на копии сохранились лучше, чем на оригинале. В их числе детали подлокотника, вышивка, идущая по краю ткани на груди модели, и полупрозрачная ткань, лежащая на ее левом плече. Цвета на копии из Прадо значительно ярче и, возможно, ближе к оригинальным, поскольку луврская картина покрыта сильно затемняющим ее потускневшим лаком. Кроме того, губы модели на копии сохранили тот розовый оттенок, который отметил автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Важный вопрос — дата создания копии «Моны Лизы» из Прадо. Оригинал из Лувра датируется широким диапазоном — с 1503 года до смерти Леонардо в 1519 году. Датировка копии из Прадо чуть уже — 1507–1516 годы. Раньше в Прадо считали, что их работа написана одним из двух учеников маэстро — Андреа Салаи или Франческо Мельци. Салаи начал работать на Леонардо в 1490 году и, возможно, стал его любовником, а Мельци попал в мастерскую около 1506 года. Однако знаменитый эксперт по творчеству Леонардо Мартин Кемп из Оксфордского университета не согласен с этой атрибуцией. «Единственная подписанная и датированная картина Салаи не имеет ничего общего с копией из Прадо, а для уверенной атрибуции Мельци у нас нет достаточного корпуса работ», — говорит он. Судя по всему, в Прадо тоже начинают склоняться к этой точке зрения.

Сейчас специалисты мадридского музея склонны приписывать произведение тому же неустановленному художнику из мастерской Леонардо да Винчи, который создал копии еще двух его картин. Речь идет о так называемой версии де Гане «Спасителя мира» (1505–1515), находящейся в частной коллекции, и «Святой Анне» (1508–1513) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.

Экспозиция в Прадо рассказывает и о других произведениях Леонардо и его учеников. Например, о двух копиях «Мадонны с веретеном», оригинал которой утерян. Кураторы выставки считают, что две сохранившиеся копии, почти одновременные оригиналу, созданы учениками Леонардо, а не самим великим мастером. Хотя Национальные музеи Шотландии, отправившие в Испанию так называемую копию Бакклю, по-прежнему видят в ней руку Леонардо. Споры вокруг авторства далеко не закончены.

Музей Прадо, Мадрид
«Леонардо и копия „Моны Лизы“. Новый взгляд на мастерскую художника»
До 23 января 2022 года

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+