18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Копия «Моны Лизы» проливает новый свет на оригинал

Ученик Леонардо, создавший «Мону Лизу» из Прадо, также является автором копий «Святой Анны» и «Спасителя мира». Все их можно увидеть на выставке в мадридском музее

Выставка «Леонардо и копия „Моны Лизы“», открытая в Прадо до 23 января и посвященная версии знаменитой картины, предлагает по-новому взглянуть на оригинал Леонардо да Винчи. В некотором отношении в копии из собрания мадридского музея замысел художника виден лучше, чем в оригинале из Лувра.

Картина из Прадо долго считалась всего лишь одной из многочисленных копий «Моны Лизы», но около десятилетия назад реставраторы обнаружили, что темный фон на ней на самом деле является поздней записью, скрывающей пейзаж на заднем плане. Запись расчистили и в 2012 году объявили о захватывающем открытии: подмалевки луврского оригинала и копии из Прадо очень похожи. Это позволяет предположить, что копия делалась не с полностью законченного оригинала, а обе картины создавались в мастерской Леонардо параллельно.

Важно также, что некоторые элементы композиции на копии сохранились лучше, чем на оригинале. В их числе детали подлокотника, вышивка, идущая по краю ткани на груди модели, и полупрозрачная ткань, лежащая на ее левом плече. Цвета на копии из Прадо значительно ярче и, возможно, ближе к оригинальным, поскольку луврская картина покрыта сильно затемняющим ее потускневшим лаком. Кроме того, губы модели на копии сохранили тот розовый оттенок, который отметил автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Важный вопрос — дата создания копии «Моны Лизы» из Прадо. Оригинал из Лувра датируется широким диапазоном — с 1503 года до смерти Леонардо в 1519 году. Датировка копии из Прадо чуть уже — 1507–1516 годы. Раньше в Прадо считали, что их работа написана одним из двух учеников маэстро — Андреа Салаи или Франческо Мельци. Салаи начал работать на Леонардо в 1490 году и, возможно, стал его любовником, а Мельци попал в мастерскую около 1506 года. Однако знаменитый эксперт по творчеству Леонардо Мартин Кемп из Оксфордского университета не согласен с этой атрибуцией. «Единственная подписанная и датированная картина Салаи не имеет ничего общего с копией из Прадо, а для уверенной атрибуции Мельци у нас нет достаточного корпуса работ», — говорит он. Судя по всему, в Прадо тоже начинают склоняться к этой точке зрения.

Сейчас специалисты мадридского музея склонны приписывать произведение тому же неустановленному художнику из мастерской Леонардо да Винчи, который создал копии еще двух его картин. Речь идет о так называемой версии де Гане «Спасителя мира» (1505–1515), находящейся в частной коллекции, и «Святой Анне» (1508–1513) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.

Экспозиция в Прадо рассказывает и о других произведениях Леонардо и его учеников. Например, о двух копиях «Мадонны с веретеном», оригинал которой утерян. Кураторы выставки считают, что две сохранившиеся копии, почти одновременные оригиналу, созданы учениками Леонардо, а не самим великим мастером. Хотя Национальные музеи Шотландии, отправившие в Испанию так называемую копию Бакклю, по-прежнему видят в ней руку Леонардо. Споры вокруг авторства далеко не закончены.

Музей Прадо, Мадрид
«Леонардо и копия „Моны Лизы“. Новый взгляд на мастерскую художника»
До 23 января 2022 года

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+