18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Копия «Моны Лизы» проливает новый свет на оригинал

Ученик Леонардо, создавший «Мону Лизу» из Прадо, также является автором копий «Святой Анны» и «Спасителя мира». Все их можно увидеть на выставке в мадридском музее

Выставка «Леонардо и копия „Моны Лизы“», открытая в Прадо до 23 января и посвященная версии знаменитой картины, предлагает по-новому взглянуть на оригинал Леонардо да Винчи. В некотором отношении в копии из собрания мадридского музея замысел художника виден лучше, чем в оригинале из Лувра.

Картина из Прадо долго считалась всего лишь одной из многочисленных копий «Моны Лизы», но около десятилетия назад реставраторы обнаружили, что темный фон на ней на самом деле является поздней записью, скрывающей пейзаж на заднем плане. Запись расчистили и в 2012 году объявили о захватывающем открытии: подмалевки луврского оригинала и копии из Прадо очень похожи. Это позволяет предположить, что копия делалась не с полностью законченного оригинала, а обе картины создавались в мастерской Леонардо параллельно.

Важно также, что некоторые элементы композиции на копии сохранились лучше, чем на оригинале. В их числе детали подлокотника, вышивка, идущая по краю ткани на груди модели, и полупрозрачная ткань, лежащая на ее левом плече. Цвета на копии из Прадо значительно ярче и, возможно, ближе к оригинальным, поскольку луврская картина покрыта сильно затемняющим ее потускневшим лаком. Кроме того, губы модели на копии сохранили тот розовый оттенок, который отметил автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Важный вопрос — дата создания копии «Моны Лизы» из Прадо. Оригинал из Лувра датируется широким диапазоном — с 1503 года до смерти Леонардо в 1519 году. Датировка копии из Прадо чуть уже — 1507–1516 годы. Раньше в Прадо считали, что их работа написана одним из двух учеников маэстро — Андреа Салаи или Франческо Мельци. Салаи начал работать на Леонардо в 1490 году и, возможно, стал его любовником, а Мельци попал в мастерскую около 1506 года. Однако знаменитый эксперт по творчеству Леонардо Мартин Кемп из Оксфордского университета не согласен с этой атрибуцией. «Единственная подписанная и датированная картина Салаи не имеет ничего общего с копией из Прадо, а для уверенной атрибуции Мельци у нас нет достаточного корпуса работ», — говорит он. Судя по всему, в Прадо тоже начинают склоняться к этой точке зрения.

Сейчас специалисты мадридского музея склонны приписывать произведение тому же неустановленному художнику из мастерской Леонардо да Винчи, который создал копии еще двух его картин. Речь идет о так называемой версии де Гане «Спасителя мира» (1505–1515), находящейся в частной коллекции, и «Святой Анне» (1508–1513) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.

Экспозиция в Прадо рассказывает и о других произведениях Леонардо и его учеников. Например, о двух копиях «Мадонны с веретеном», оригинал которой утерян. Кураторы выставки считают, что две сохранившиеся копии, почти одновременные оригиналу, созданы учениками Леонардо, а не самим великим мастером. Хотя Национальные музеи Шотландии, отправившие в Испанию так называемую копию Бакклю, по-прежнему видят в ней руку Леонардо. Споры вокруг авторства далеко не закончены.

Музей Прадо, Мадрид
«Леонардо и копия „Моны Лизы“. Новый взгляд на мастерскую художника»
До 23 января 2022 года

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+