18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Копия «Моны Лизы» проливает новый свет на оригинал

Ученик Леонардо, создавший «Мону Лизу» из Прадо, также является автором копий «Святой Анны» и «Спасителя мира». Все их можно увидеть на выставке в мадридском музее

Выставка «Леонардо и копия „Моны Лизы“», открытая в Прадо до 23 января и посвященная версии знаменитой картины, предлагает по-новому взглянуть на оригинал Леонардо да Винчи. В некотором отношении в копии из собрания мадридского музея замысел художника виден лучше, чем в оригинале из Лувра.

Картина из Прадо долго считалась всего лишь одной из многочисленных копий «Моны Лизы», но около десятилетия назад реставраторы обнаружили, что темный фон на ней на самом деле является поздней записью, скрывающей пейзаж на заднем плане. Запись расчистили и в 2012 году объявили о захватывающем открытии: подмалевки луврского оригинала и копии из Прадо очень похожи. Это позволяет предположить, что копия делалась не с полностью законченного оригинала, а обе картины создавались в мастерской Леонардо параллельно.

Важно также, что некоторые элементы композиции на копии сохранились лучше, чем на оригинале. В их числе детали подлокотника, вышивка, идущая по краю ткани на груди модели, и полупрозрачная ткань, лежащая на ее левом плече. Цвета на копии из Прадо значительно ярче и, возможно, ближе к оригинальным, поскольку луврская картина покрыта сильно затемняющим ее потускневшим лаком. Кроме того, губы модели на копии сохранили тот розовый оттенок, который отметил автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Важный вопрос — дата создания копии «Моны Лизы» из Прадо. Оригинал из Лувра датируется широким диапазоном — с 1503 года до смерти Леонардо в 1519 году. Датировка копии из Прадо чуть уже — 1507–1516 годы. Раньше в Прадо считали, что их работа написана одним из двух учеников маэстро — Андреа Салаи или Франческо Мельци. Салаи начал работать на Леонардо в 1490 году и, возможно, стал его любовником, а Мельци попал в мастерскую около 1506 года. Однако знаменитый эксперт по творчеству Леонардо Мартин Кемп из Оксфордского университета не согласен с этой атрибуцией. «Единственная подписанная и датированная картина Салаи не имеет ничего общего с копией из Прадо, а для уверенной атрибуции Мельци у нас нет достаточного корпуса работ», — говорит он. Судя по всему, в Прадо тоже начинают склоняться к этой точке зрения.

Сейчас специалисты мадридского музея склонны приписывать произведение тому же неустановленному художнику из мастерской Леонардо да Винчи, который создал копии еще двух его картин. Речь идет о так называемой версии де Гане «Спасителя мира» (1505–1515), находящейся в частной коллекции, и «Святой Анне» (1508–1513) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.

Экспозиция в Прадо рассказывает и о других произведениях Леонардо и его учеников. Например, о двух копиях «Мадонны с веретеном», оригинал которой утерян. Кураторы выставки считают, что две сохранившиеся копии, почти одновременные оригиналу, созданы учениками Леонардо, а не самим великим мастером. Хотя Национальные музеи Шотландии, отправившие в Испанию так называемую копию Бакклю, по-прежнему видят в ней руку Леонардо. Споры вокруг авторства далеко не закончены.

Музей Прадо, Мадрид
«Леонардо и копия „Моны Лизы“. Новый взгляд на мастерскую художника»
До 23 января 2022 года

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+