18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов

Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля

Знаменитая перформансистка Марина Абрамович по приглашению украинского Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» возвела на его территории инсталляцию. Создание памятника приурочено к 80-летию с момента массовой казни нацистами 34 тыс. киевских евреев 29–30 сентября 1941 года. За два последующих года число расстрелянных здесь возросло до 70–100 тыс. человек.

Абрамович прилетела в Киев для начала работ над возведением инсталляции в конце июля. «В Бабьем Яре чувствуешь невероятные эмоции и большую грусть, начинаешь рассуждать не только о том, что произошло с исторической точки зрения, но и о нашей человеческой природе. Почему мы, люди, должны быть дикими? Почему мы должны убивать, пытать? Почему делим людей на „нас“ и „их“? Кто такие „они“ и кто такие „мы“? Мы все — люди. Но почему история повторяется снова и снова? Когда ты идешь в Бабий Яр, начинаешь представлять тысячи и тысячи людей в одном месте и чувствуешь, будто идешь с ними», — рассказала тогда художница.

«Стена Плача» стала одним из крупнейших арт-объектов Европы, возведенных в последнее десятилетие. Одновременно возле нее могут находиться около 40 человек. Символически она связана с древней иудейской святыней — Стеной Плача в Иерусалиме.

Инсталляция представляет собой стену длиной 40 м и высотой 3 м, созданную из антрацита и инкрустированную 93 кристаллами кварца. Антрацитовый уголь украинский, а кристаллы, символизирующие энергию, доставлены из Бразилии. Гостей мемориала приглашают касаться стены, чтобы почувствовать силу камней.

«Посетители взаимодействуют с кристаллами, расположенными на уровне головы, груди и живота. Это взаимодействие направлено на восстановление связи частной памяти с коллективной через ощущения тела», — гласит описание памятника на сайте мемориала.

О выборе ключевого материала для сооружения объекта Абрамович рассказывала так: «Я работаю с кристаллами очень давно. Всегда считала, что кристаллы способны собирать весь свет энергетической памяти земли. Если настроиться на энергию кристалла, вы почувствуете, как память способна отмотать себя обратно… Это не только стена плача над тем, что произошло, но и стена прощения, потому что нам нужно научиться прощать. Прощение — это освобождение от прошлого и новый взгляд на будущее».

Официальная церемония открытия первой очереди мемориала, частью которой стала инсталляция, состоялась 6 октября. На ней выступили президенты Украины, Израиля и Германии Владимир Зеленский, Ицхак Герцог и Франк-Вальтер Штайнмайер.

До конца года на территории мемориала будет открыто первое музейное пространство — «Курган», разработанный берлинской архитектурной компанией SUB, сообщает сайт проекта. Там будет воспроизведена история расстрелов 29–30 сентября 1941 года с помощью технологии 3D-моделирования. Кроме того, уже представлен ряд объектов: символическая синагога «Место для размышлений», аудиовизуальная инсталляция «Зеркальное поле» с именами жертв, аудиоинсталляция на «Дороге Скорби», серия инсталляций «Взгляд в прошлое». В числе планируемых объектов — Музей истории забвения трагедии во времена СССР в бывшей конторе еврейского кладбища (архитектурное бюро OFFPOLINN) и ландшафтный горизонтальный музей.

Председатель наблюдательного совета Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» Натан Щаранский заявил на торжественной церемонии, что здесь будет воздвигнут музей мирового уровня. «Это очень амбициозный проект. Мы хотим создать символическое место, место, где собирались стереть память, а теперь это будет храм памяти, это будет место образования, науки, правды», — сказал он.

Мемориальный центр холокоста «Бабий Яр» официально был основан в 2015 году. Одним из членов его наблюдательного совета является бизнесмен и филантроп Виктор Пинчук, регулярно входящий в списки 100 самых влиятельных людей в искусстве по версии британского журнала ArtReview. В прошлом году Мемориальный центр холокоста подписал меморандум о сотрудничестве с правительством Украины.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+