Интервью с победителями первого конкурса обложек приложения «Роскошь»

В начале года мы объявили конкурс, предложив художникам придумать вариант обложки для нашего приложения «Роскошь». Пришло множество работ, и коллегиально для публикации были отобраны шесть. Поговорили с их авторами о вдохновении и творчестве

Анна Леонтьева

Когда и как вы начали рисовать? Расскажите о своем профессиональном пути и обучении.

Я росла в творческой семье, поэтому рисовать начала с раннего детства. Любовь к искусству мне привили родители. Мы с мамой смотрели альбомы фовистов, художников постимпрессионизма, мастеров русского авангарда... Мое визуальное воспитание сформировано теми, кто отошел от реалистической школы. А училась я сначала в Саратовском художественном училище, потом в Суриковском институте. Сейчас я член Московского союза художников.

Кто или что вас вдохновляет?

Мне нравится вся мировая история искусства. Одинаково вдохновляют и римская мозаика, и древнерусская икона, и современные авторы из соцсетей. Хотя особенно привлекают работы художников-символистов из объединения рубежа  XIX–XX веков «Голубая роза» — Павла Кузнецова и Петра Уткина. Они родом из Саратова, как и Виктор Борисов-Мусатов, их кумир. Меня с ранних лет мама водила за руку по их музеям. В какой-то степени я ощущаю преемственность их линии творчества. В Суриковском институте мне даже дали прозвище «голуборозовка».

Расскажите подробнее о замысле обложки для приложения к The Art Newspaper Russia.

Когда я узнала тему конкурса для обложки, в голове сразу же появилась идея будущего изображения. Роскошь — это ведь не только про сапфиры и рубины, а про особый стиль жизни. Знаменитому сюрреалисту Сальвадору Дали он был свойственен в полной мере. А рядом с ним сидит соперница Шанель, эпатажная Эльза Скьяпарелли в шляпке-туфле. Объединение двух эксцентричных гениев произошло в действительности: они вместе разработали несколько дерзких вещей и аксессуаров. Объединяющим началом выступает и фон фирменного цвета shocking pink неистовой кутюрье. Скьяпарелли ввела его в моду в первой половине XX века, и он до сих пор актуален. Мягкие часы Дали, зависшие над фигурами, появились как символ вневременности искусства: мы уйдем, а Дали и Скьяпарелли будут жить вечно.

Анна Леонтьева. Фото: The Art Newspaper Russia
Анна Леонтьева.
Фото: The Art Newspaper Russia
Юлия Мавлянова

Когда и как вы начали рисовать? Расскажите немного о своем профессиональном пути.

Рисовать начала во вполне сознательном возрасте, после 30 лет. До этого почему-то не сталкивалась ни с рисованием, ни с дизайном. Работала переводчиком, а потом захотелось творчества. Учиться рисовать, точнее, скетчить начала сама. Единственное обучение — двухдневный мастер-класс признанного мастера fashion-иллюстрации Саши Рощина. Этого хватило, чтобы понять направление и уже самостоятельно учиться. Пошли наброски, зарисовки — ничего серьезного. Первым звоночком, что несерьезное может перерасти в серьезное, стал заказ всемирно известной ювелирной компания Dе Bееrs. Отрисовала 120 скетчей для мероприятия в Лондоне — после этого уже ничего не казалось сложным или невыполнимым. За последние пять лет посчастливилось поработать и с другими модными и косметическими гигантами: Tommy Hilfigеr, Pandora, Tiffany, Theia, Inglot.

Кто или что вас вдохновляет?

Меня безумно вдохновляет связь иллюстрации с практической, зачастую коммерческой пользой. В моем портфолио — меню, реклама, упаковка, дизайн витрин, дизайн обуви и одежды, отели, даже самолет для авиакомпании «Победа». Я не художник в прямом смысле слова, а, скорее, исполнитель чужой и, как правило, рекламной идеи. Мне нравится прислушиваться к задачам заказчиков и стараться максимально попасть в их стиль и видение. Для души я тоже рисую, конечно, но, мне кажется, мой собственный стиль только начинает развиваться.

Расскажите подробнее о замысле обложки для приложения к The Art Newspaper Russia.

Как только я увидела название конкурса, сразу вспомнился образ легендарной Яёи Кусамы. С ее работами я столкнулась в Музее современного искусства в Нью-Йорке и сразу подумала о том, какие они простые и одновременно мощные. Тогда я еще раз убедилась, что «настоящий художник» — не про уровень и мастерство, а про уверенность и желание донести миру свое восприятие. На моей обложке сама Кусама и ее мир, которым она полностью окружена. Небольшая сумасшедшинка в ее глазах, обилие горошка, и — вуаля! — все сложилось. При чем тут роскошь? Достаточно взглянуть на цены на работы автора. Шучу! На самом деле роскошь — это про возможность быть собой и позволить себе построить свой собственный мир, которого до тебя просто не существовало. И суметь этим творением поделиться с другими.

Юлия Мавлянова. Фото: The Art Newspaper Russia
Юлия Мавлянова.
Фото: The Art Newspaper Russia
Саша Соколова

Когда и при каких обстоятельствах вы начали заниматься живописью?

С раннего детства. Мой дедушка был профессиональным художником, с отличием окончил Санкт-Петербургскую академию художеств. С четырех лет он учил меня рисовать, мы часто ходили вдвоем на пленэр. Затем меня отдали в художественную школу акварели, где я училась семь лет. Тогда акварель была моей жизнью, и я брала ее с собой везде и всегда. В 14 мой дед первый раз преподал мне урок масляной живописи, и я сразу же поняла, что это моя техника. Я до сих пор помню запах его масляных красок, который меня покорил. Я всегда мечтала пойти по стопам деда и учиться классической живописи, поэтому в 15 лет отправилась из Москвы в Санкт-Петербург сдавать экзамены в Академию художеств. Однако из-за возраста меня отказались принять даже на платное отделение. После года раздумий я поняла, что профессия художника-станковиста очень сложная, и поэтому решила обучаться более прикладной специальности. Художественный факультет ВГИКа сильно расширил мое сознание после строгих правил классической художественной школы, у меня появилось больше внутренней свободы выражать себя на холсте.

Кто или что вас вдохновляет?

Я воспринимаю мир через цвет, поэтому на написание картины меня часто вдохновляют цветовые сочетания, природные фактуры, растения, деревья. Меня также могут вдохновить на творчество выставки, картины других художников и путешествия. Еще мне нравится наблюдать за людьми, замечать характерных персонажей — я часто зарисовываю их акварелью.

Расскажите подробнее о вашем опыте.

Моя первая персональная выставка прошла в Польше после участия в проекте «Ван Гог. С любовью, Винсент». Затем мои работы выставлялись в Берлине, в ЦСИ «Винзавод» и в нескольких других московских галереях. Совсем недавно окончилась моя персональная выставка в галерее Cubed и групповая благотворительная выставка-аукцион «Цветы врачам» в Мультимедиа Арт Музее. Также я работаю со многими российскими и зарубежными онлайн-площадками, включая Artsy.

Как вы отреагировали на новость о том, что ваша иллюстрация украсила обложку приложения «Роскошь» The Art Newspaper Russia?

Сначала не поверила, поэтому пошла в ближайший музей и купила летний выпуск, чтобы убедиться. Увидев свою картину, я была счастлива. Быть на обложке такого издания — большая честь! Кстати, на обложку попал лишь маленький фрагмент картины. Целиком ее можно будет увидеть этой осенью в Санкт-Петербурге.

Саша Соколова. Фото: The Art Newspaper Russia
Саша Соколова.
Фото: The Art Newspaper Russia
Роман Маценко

Когда и при каких обстоятельствах вы начали заниматься творчеством?

Видимо, интерес к дизайну у меня был с самого детства. Например, из конфетных коробок, апельсиновых шкурок и каштанов, найденных на улице, я мастерил кукольные дома. Затем была художественная школа, которая определила мое поступление в архитектурную академию.

Есть ли у вас профессиональное художественное образование?

По образованию я архитектор, окончил Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию. Я профессионально занимаюсь дизайном интерьеров, а в свободное время рисую, делаю коллажи, иногда линогравюры.

Кто вас вдохновляет?

Как таковых кумиров у меня нет, но очень нравится ирония в творчестве иллюстратора Жана Жюльена, а также колористика в работах Мартироса Сергеевича Сарьяна.

Как вы отреагировали на новость о том, что ваша иллюстрация украсила обложку приложения «Роскошь» The Art Newspaper Russia?

Очень обрадовался. Долго не было новостей про итоги конкурса, поэтому я написал письмо с вопросом в конце февраля. Так совпало, что мою иллюстрацию взяли в мартовский номер. Это был восторг!

Роман Маценко. Фото: The Art Newspaper Russia
Роман Маценко.
Фото: The Art Newspaper Russia
Эльвира Пыркова

Когда и как вы начали рисовать?

Возможно, рисовать я начала раньше, чем говорить. Сколько себя помню, всегда рисовала, делала это с удовольствием и безо всякого принуждения. Выбора профессии как такового передо мной никогда не стояло, все в моей жизни складывалось само собой. В нужный момент появлялись люди, которые поддерживали мою любовь к рисованию и направляли мое профессиональное развитие в правильное русло. Так, однажды в школе мои работы увидела директор детской художественной школы, они ей очень понравились, и она посоветовала мне пойти к ним учиться. Там меня подготовили к поступлению в Московскую среднюю художественную школу им. Томского, в которой я получила классическое художественное образование и фундаментальные знания, необходимые для профессионального художника. Помимо живописи, меня всегда очень интересовали история костюма, мода, кино, театр, литература, поэтому после окончания школы я поступила на художественный факультет во ВГИК.

Кто или что вас вдохновляет? Кто вдохновил на работу, которая украсила обложку приложения «Роскошь» The Art Newspaper Russia?

Вдохновляет все прекрасное и гармоничное. Мне очень близок стиль ар-деко, люблю эпоху 1920–1930-х годов. У меня есть серия работ Art Deco Lady. Одна из работ этого цикла и украсила конкурсную обложку приложения The Art Newspaper Russia.

Как вы отреагировали на новость о том, что ваша иллюстрация попала на обложку?

Как сказал Федор Тютчев, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Художник творит в первую очередь для себя, но тем не менее очень важна оценка специалистов, коллег и публики. Мне было чрезвычайно приятно и лестно узнать, что я стала первым финалистом конкурса, организованного таким престижным изданием, как The Art Newspaper Russia.

Победа всегда вдохновляет и окрыляет, в любом возрасте, будь то конкурс детского рисунка в детстве или, например, моя победа в конкурсе на Garrick/Milne Prize, присуждаемый знаменитым театральным клубом Garrick Club (клуб, названный по имени актера XVIII века Дэвида Гаррика, учредил эту награду в память о создателе «Винни-Пуха» Алане Александре Милне), когда мой портрет великого русского актера Иннокентия Смоктуновского был выставлен и продан на аукционе Christie’s в Лондоне в 2003 году. Теперь он находится в частной коллекции в Канаде.

Эльвира Пыркова. Фото: The Art Newspaper Russia
Эльвира Пыркова.
Фото: The Art Newspaper Russia
Вероника Кемски

Когда и как вы начали рисовать?

Я рисую с детства, но из-за природной застенчивости никогда не решалась показывать свои рисунки и тем более участвовать в художественных конкурсах. После окончания школы родители предложили мне поступить в институт не на художника, а на дизайнера одежды, так как профессия «художник» не воспринималась ими всерьез. После окончания института я увлеклась фотографией и не могла определиться, в каком направлении двигаться, что выбрать — иллюстрацию или фотографию. Но мой муж помог мне с выбором моего дела жизни, предложив попробовать себя в иллюстрации. Добавив при этом: «И хотя профессиональные фотографы — это тоже художники, но фотокамеру и я могу купить, а вот научиться рисовать не смогу никогда». А так как я училась по специальности «дизайн одежды», я заинтересовалась fashion-иллюстрацией. В 2011 году такой профессии, как fashion-иллюстратор, в России не было, в интернете на русском языке было очень мало информации, и я по крупицам собирала все, что могла, по этой теме.

Кто или что вас вдохновляет?

Меня вдохновляют Эрте и Рене Грюо. На мой взгляд, иллюстраторы старой школы были больше людьми искусства, а не маркетинга и коммерции. Среди современников я бы выделила Дэвида Даунтона и японского художника Такеши Огуши. А в последнее время, возможно из-за проживания в разных странах, меня также начала вдохновлять архитектура.

Что вас вдохновило на работу, которая украсила обложку приложения «Роскошь» The Art Newspaper Russia?

Темой для обложки были искусство и роскошь. Поэтому, учитывая текущую ситуацию в мире, концепция Венеры, облаченной в защитную маску, сделанную вручную в Японии из натурального жемчуга, мне показалась символичной. Так что можно сказать, что меня вдохновили японцы и пандемия.

Как вы отреагировали на новость о том, что ваша иллюстрация попала на обложку? Как вы в целом относитесь к победам?

Новость о том, что на меня обратили внимание в России и моя работа будет опубликована на обложке приложения к The Art Newspaper Russia, очень меня обрадовала. Я люблю свою страну и свой город, и многие вещи начинаешь понимать, как бы глядя со стороны. Например, пожив какое-то время в Лондоне, я осознала, насколько крута Москва!

Вероника Кемски. Фото: The Art Newspaper Russia
Вероника Кемски.
Фото: The Art Newspaper Russia
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+