18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайное становится явным на картинах Паулы Регу

№94
Материал из газеты

Ретроспектива в Тейт Бритен охватывает 60 лет карьеры британской художницы португальского происхождения

Девушка в футболке горчичного цвета и зеленой юбке сидит в безликой комнате. Она нагнулась вперед, к своим скрещенным ногам, и обхватила голову рукой, запустив пальцы в волосы. По бокам от нее стоят двое мужчин, которых мы видим только ниже груди. На них белые комбинезоны и черные сапоги. Их рукава закатаны, а в руках они держат отвертку и дрель, как будто орудия пыток.

Пауле Регу было всего 15, когда она написала «Допрос» (1950) — мощный образ, которым открывается выставка художницы в лондонской Тейт Бритен, самая большая британская ретроспектива в ее карьере. «Невероятно, что уже в столь юном возрасте она привлекала внимание к истории насилия и пыток в период военной диктатуры в Португалии и делала это с таким мастерством, — говорит Елена Криппа, организовавшая выставку совместно с Зузаной Флашковой. — Для меня эта картина — начало поисков, которые она ведет на протяжении всей своей карьеры».

Провести персональную выставку в Тейт Регу предложили, заметив интерес посетителей к ее залу на групповой выставке фигуративного искусства «Слишком человеческое» в 2018 году. Ее ретроспектива приобрела дополнительную актуальность в свете влияния пандемии на рост домашнего насилия. «Она показывает, как дома, внутри семьи складываются отношения неравенства и доминирования, и демонстрирует явления, которые обычно остаются за закрытыми дверьми», — говорит Криппа.

Выставка, подготовленная совместно с Регу и ее сыном Ником Уиллингом, проливает свет на общественно-политический контекст, из которого растет творчество художницы, и на разнообразные источники, материалы и объекты, с которыми она работает уже более 60 лет. Экспозиция Тейт дополнила и расширила выставку Регу в Milton Keynes Gallery, состоявшуюся в 2019 году и посвященную главным образом ее политическим картинам. Благодаря щедрости владельцев, предоставивших произведения художницы во временное пользование, и возможности отвести под экспозицию значительное пространство Тейт удалось подготовить богатый материал, включающий редко экспонируемые вещи, и уделить внимание всем этапам ее карьеры. Выставка исследует влияние на ее творчество юнгианского психоанализа, к которому Регу обратилась в 1966 году, и интерес художницы к литературе и фольклору. Она также рассказывает о разоблачительной выставке в Serpentine Gallery в 1988-м и о резиденции в Национальной галерее в 1990-м, которая заставила ее обратиться к вопросу об отсутствии женщин на исторических полотнах.

Паула Регу родилась в Португалии, но ее жизнь неразрывно связана с Великобританией. Ее отец-антифашист учился и работал инженером в Соединенном Королевстве, а в ее родном Эшториле семья часто слушала ВВС. Регу ходила в английскую школу в соседнем Каркавелуше, а в 16 лет ее отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда. Она окончила учебу в 1956 году, периодически бывала в Португалии, а в 1972-м вместе с семьей окончательно переехала в Лондон. «Она здесь училась, у нее здесь родственники, — говорит Криппа. — Ее сознание и творчество функционируют на обоих языках и в обеих культурах».

Тейт Бритен
«Паула Регу»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+