18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Тайное становится явным на картинах Паулы Регу

№94
Материал из газеты

Ретроспектива в Тейт Бритен охватывает 60 лет карьеры британской художницы португальского происхождения

Девушка в футболке горчичного цвета и зеленой юбке сидит в безликой комнате. Она нагнулась вперед, к своим скрещенным ногам, и обхватила голову рукой, запустив пальцы в волосы. По бокам от нее стоят двое мужчин, которых мы видим только ниже груди. На них белые комбинезоны и черные сапоги. Их рукава закатаны, а в руках они держат отвертку и дрель, как будто орудия пыток.

Пауле Регу было всего 15, когда она написала «Допрос» (1950) — мощный образ, которым открывается выставка художницы в лондонской Тейт Бритен, самая большая британская ретроспектива в ее карьере. «Невероятно, что уже в столь юном возрасте она привлекала внимание к истории насилия и пыток в период военной диктатуры в Португалии и делала это с таким мастерством, — говорит Елена Криппа, организовавшая выставку совместно с Зузаной Флашковой. — Для меня эта картина — начало поисков, которые она ведет на протяжении всей своей карьеры».

Провести персональную выставку в Тейт Регу предложили, заметив интерес посетителей к ее залу на групповой выставке фигуративного искусства «Слишком человеческое» в 2018 году. Ее ретроспектива приобрела дополнительную актуальность в свете влияния пандемии на рост домашнего насилия. «Она показывает, как дома, внутри семьи складываются отношения неравенства и доминирования, и демонстрирует явления, которые обычно остаются за закрытыми дверьми», — говорит Криппа.

Выставка, подготовленная совместно с Регу и ее сыном Ником Уиллингом, проливает свет на общественно-политический контекст, из которого растет творчество художницы, и на разнообразные источники, материалы и объекты, с которыми она работает уже более 60 лет. Экспозиция Тейт дополнила и расширила выставку Регу в Milton Keynes Gallery, состоявшуюся в 2019 году и посвященную главным образом ее политическим картинам. Благодаря щедрости владельцев, предоставивших произведения художницы во временное пользование, и возможности отвести под экспозицию значительное пространство Тейт удалось подготовить богатый материал, включающий редко экспонируемые вещи, и уделить внимание всем этапам ее карьеры. Выставка исследует влияние на ее творчество юнгианского психоанализа, к которому Регу обратилась в 1966 году, и интерес художницы к литературе и фольклору. Она также рассказывает о разоблачительной выставке в Serpentine Gallery в 1988-м и о резиденции в Национальной галерее в 1990-м, которая заставила ее обратиться к вопросу об отсутствии женщин на исторических полотнах.

Паула Регу родилась в Португалии, но ее жизнь неразрывно связана с Великобританией. Ее отец-антифашист учился и работал инженером в Соединенном Королевстве, а в ее родном Эшториле семья часто слушала ВВС. Регу ходила в английскую школу в соседнем Каркавелуше, а в 16 лет ее отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда. Она окончила учебу в 1956 году, периодически бывала в Португалии, а в 1972-м вместе с семьей окончательно переехала в Лондон. «Она здесь училась, у нее здесь родственники, — говорит Криппа. — Ее сознание и творчество функционируют на обоих языках и в обеих культурах».

Тейт Бритен
«Паула Регу»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+