18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Русском музее завершилась реставрация трех грамот XVII века

№94
Материал из газеты

В числе самых древних документов музейного отдела рукописей — послание от имени царя Алексея Михайловича

Грамоты, челобитные и другие старинные документы — не вполне традиционные для художественного музея, каковым является Государственный Русский музей, предметы коллекционирования и хранения. Три грамоты XVII века — единственные такого рода экспонаты в собрании его отдела рукописей. Больше столетия эти свитки старой бумаги никто не разворачивал. Теперь текст древних документов можно прочитать.

История появления этих предметов в коллекции Русского музея до недавнего времени ограничивалась только датой поступления — 1912 год. Прежде чем приступить к реставрации, хранитель отдела рукописей, искусствовед Елена Чурилова провела исследование, в ходе которого установила: рукописи принес в музей крестьянин Вологодской губернии Василий Иванов. Как к простому крестьянину попали три старинные грамоты, одна из которых подписана царем Алексеем Михайловичем, осталось неизвестным. Неизвестно и то, почему Иванов принес их в Русский музей императора Александра III. Возможно, его впечатлило название или кто-то подсказал крестьянину, что императорский музей собирает старинные предметы. Так или иначе, три свернутых в плотные рулоны документа XVII века оказались в ГРМ.

Бумажные документы в допетровской России традиционно хранились в свитках, или, как их еще называют, столбцах. Столбец — длинная бумажная лента, которая получалась из нескольких листов, склеенных между собой. Если листов не хватало, подклеивали следующий. Чтобы предохранить документ от подлога, на обороте каждого листа писавший текст дьяк или подьячий ставил свою подпись — «скрепу». Текст писали с одной стороны, при скручивании он оказывался внутри, что позволяло ему лучше сохраниться. Иногда такие столбцы-свитки достигали десятков и даже сотен метров в длину, как, например, почти 300-метровое Соборное уложение 1649 года. Свитки из отдела рукописей ГРМ не такие длинные — всего около метра.

По словам Евгении Щукиной, художника-реставратора высшей категории, в музее есть и другие древнерусские объекты на бумаге, в частности так называемые прориси — образцы для икон, которые рассылались по монастырям. Но это печатные листы, а работа с рукописями требовала особого подхода.

«Поскольку эти столбцы-свитки находились более 100 лет в свернутом состоянии, — рассказала Евгения Щукина, — то в первую очередь их нужно было распрямить. Обычно пересохшие бумажные экспонаты промывают в дистиллированной воде для придания им эластичности. В данном случае такой прием был совершенно невозможен из-за водорастворимых чернил на основе сажи. Иначе мы могли повредить текст. Поэтому использовали так называемое отдаленное увлажнение в водяных парах».

После того как реставратору удалось развернуть плотные рулоны пересохшей бумаги, обнаружились многочисленные изломы, разрывы и утраты по краям рукописи. Кроме того, оказалось, что внешняя поверхность длинной бумажной ленты сильно загрязнена и затерта. Фактически предстояло выполнить полный комплекс работ по реставрации.

По словам Евгении Щукиной, выяснилось, что царская грамота состоит из трех частей, но швы в местах склейки ослабли, а левый верхний угол отделился от основной части. Специалисты укрепили бумагу с тыльной стороны, подклеили изломы и разрывы, мелкие утраты по краям восполнили идентичной бумагой.

В процессе реставрации удалось и прочитать неизвестные до сих пор старинные документы. Царская грамота Алексея Михайловича от 17 марта 1673 года адресована в Ярославль воеводе, думному дворянину Григорию Аничкову — «О допросе Ивана Емельянова за сестрою своею Анною, вдовою Бориса Глебова при выходе ее замуж за ростовца Екима Болдырева своего поместья пустоши Коркурова Ярославского уезда». Второй документ разбирал дела о наследстве — «Выпись из Вологодских писцевых книг Федора Воронцова-Вельяминова да дьяка Савина Завесина на поместье Богдана Унковского». Третий оказался «вольной» — «Отпускная властей Николаевского Озерского монастыря вотчинной крестьянской девке Федоре Степановой на волю».

Реставрация свитков началась два года назад. Сейчас она полностью завершена, так что исследователи русской старины получили возможность познакомиться с содержанием этих документов.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+