18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вышел очередной том каталога собрания Романа Бабичева

Леонид Туржанский. «Вид на барский дом». 1910-е. Фото: Коллекция Романа Бабичева
Леонид Туржанский. «Вид на барский дом». 1910-е.
Фото: Коллекция Романа Бабичева
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Опубликованный недавно том «Русское искусство конца XIX — начала XX века» номинально открывает серию из пяти книг под общим названием «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева»

Московский коллекционер Роман Бабичев продолжает публикацию каталога-резоне своего собрания отечественного искусства. Издательский проект «Модернизм без манифеста» (напомним, что так же называлась двухчастная выставка его коллекции в Московском музее современного искусства в сентябре 2017 — январе 2018 года) не только знакомит с неизвестными широкой публике произведениями живописи, графики и скульптуры из этого частного собрания, но и предлагает новый взгляд на советское искусство, интегрируя его в международный контекст. Хотя нынешний том издан четвертым по счету — вслед за книгами, посвященными искусству 1920–1950-х годов, ленинградской школе в целом и персональному творчеству Александра Ведерникова (1898–1975), ­— на сей раз опубликована самая хронологически ранняя часть собрания.

Согласно выработанной для всей серии структуре, издание состоит из трех элементов: текстов в начале, которые для первого тома написали искусствоведы Ольга Давыдова и Мария Силина, альбома, где иллюстрации упорядочены в соответствии с основными тенденциями в русском искусстве рубежа XIX–XX веков, и собственно каталога-резоне этой части коллекции, всего 813 единиц хранения. А открывает книгу традиционное вступительное слово самого собирателя, в котором Бабичев так описывает основной вектор коллекции: «Мое собрание повествует о русском искусстве ХХ века, которое от новых импрессионистических веяний, существовавших в начале столетия, слегка касаясь „Мира искусства“ и символизма, проблесков авангарда (и эта часть представлена в 1 томе), приходит и в основном сосредотачивается на неофициальной модернистской линии советского искусства 1920–1950-х годов, получившей свое развитие в большей степени в Москве и Ленинграде, о чем повествуют 2, 3 и 4 тома». Тем самым он сразу определяет круг своих интересов среди пестрого разнообразия художественных течений прошлого рубежа веков.

«Русское искусство конца XIX — начала XX века». Серия «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева». В 5 т. М., 2021. Т. 1. 472 с.
«Русское искусство конца XIX — начала XX века». Серия «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева». В 5 т. М., 2021. Т. 1. 472 с.

В статьях Ольги Давыдовой «Модерн и модернизмы: художественные истоки ХХ века» и Марии Силиной об этапах формирования национальной скульптурной школы прослеживаются взаимосвязи дореволюционного искусства с дальнейшими художественными процессами. Так, Давыдова подчеркивает, что «в искусстве символизма на потенциальном уровне, без манифеста, была заложена идея преображения художественного языка, трансформации реальности». И добавляет: «Символизм и авангард продолжили давать о себе знать в советском искусстве двадцатых, тридцатых, сороковых годов и в послевоенное время. У кого-то на уровне лирических настроений, у кого-то в более явных пластических поисках». В качестве примера она приводит работы Владимира Гринберга, Елизаветы Кругликовой, Дмитрия Митрохина и Александра Русакова. Эту линию модерна и его отголосков искусствовед доводит до работ Владимира Вейсберга и даже Константина Батынкова из коллекции Бабичева. Таким образом, главная концепция первого тома заключается в обнаружении потенциальных взаимосвязей дореволюционного отечественного искусства с последующим неофициальным творческим процессом.

Алексей Степанов. «Приезд в деревню». 1900-е. Фото: Коллекция Романа Бабичева
Алексей Степанов. «Приезд в деревню». 1900-е.
Фото: Коллекция Романа Бабичева

Интересны и разделы, выделенные в альбоме иллюстраций. Это тоже новый взгляд на привычные нам явления рубежа веков. Тут особого внимания заслуживает раздел «Архитектурные проекции мечты», где представлена графика Ольги Баудер, Бориса Иофана, Софьи Кауфман.

Первый том следует рассматривать как существенный элемент всего этого opus magnum Романа Бабичева и работающей с ним команды искусствоведов. В нем намечены дальнейшие открытия и новые акценты в области русского искусства 1920–1950-х годов, наиболее впечатляющей части собрания. Но не менее важны великолепные произведения малоизученных или совершенно забытых мастеров, которые впервые опубликованы и введены в научный оборот. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+