18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Игорь Грабарь, историк искусства и его подвижник

В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея проходит выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»

Юбилейная выставка в Русском музее посвящена выдающемуся человеку, который оставил память о себе не только как один из главных российских историков искусства, но и как блестящий художник и организатор нескольких важнейших для российской культуры ХХ века институций.

Современному зрителю Игорь Грабарь известен главным образом как искусствовед. Со второй половины 1900-х он увлекается историей искусства: реставрацией и музееведением. Грабарь приступает к созданию масштабной «Истории русского искусства» и в это же время становится попечителем Третьяковской галереи. Его революционные предложения по перевеске экспонатов вызвали бурные споры, дошедшие до Московской думы, и были поначалу встречены общественностью в штыки. Но после признания правильности историко-художественного принципа развески несколькими авторитетными художниками споры утихли, а принцип представления работ в художественных музеях остался и был признан единственно верным.

Признание получили и другие результаты его искусствоведческой и организационной деятельности — «История русского искусства» стала надолго единственным учебным пособием для будущих искусствоведов. Созданные Грабарем реставрационные мастерские со временем переросли в реставрационный центр, носящий его имя.

«По своей одаренности он был, на мой взгляд, равен титанам Возрождения, — считает Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XXI веков ГРМ, куратор выставки. — Его все интересовало, и он углублялся в новый предмет настолько, что становился настоящим специалистом. До начала работы над „Историей русского искусства“ он очень мало знал о нем, а в результате создал школу реставрации икон. Он первым заинтересовался творчеством Андрея Рублева, Феофана Грека, исследовал росписи Владимирского собора. Он был и талантливым администратором, руководил многочисленными комиссиями по сохранению культурного наследия. К сожалению, эта его бурная деятельность происходила в ущерб живописи. Хотя влияние на современников своими импрессионистическими работами он реально оказал. Надо отдать ему должное и в другом вопросе — в советское время он не выступал с высоких трибун, не шельмовал „формалистов“, не был замешан в грязной идеологической травле коллег».

Экспозиция в Корпусе Бенуа построена по хронологическому принципу — от самых ранних, ученических работ Игоря Грабаря (1871–1960), воспитанника лицея цесаревича Николая в Москве и посетителя классов рисования Московского общества любителей художеств, где он познакомился с художниками круга Константина Коровина и Валентина Серова, до произведений, созданных мастером незадолго до смерти в 1960 году.

«Мы специально построили нашу экспозицию по хронологии, чтобы показать, как Грабарь менялся в течение всей жизни, — рассказал Владимир Круглов. — И хотя он увлекался многими направлениями в живописи, характерными для своего времени, но неизменно оставался самим собой».

Открывают экспозицию ученические работы Грабаря середины 80-х годов XIX века — первые пейзажи и небольшие портреты, в которых заметно подражание мастерам старой европейской школы. Здесь же можно увидеть и его выдающиеся работы начала и середины 1890-х годов — портрет «Няня с ребенком», пейзаж «Крыша со снегом». В это время Грабарь переезжает в Петербург, где поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств и учится у Ильи Репина. Но уровень преподавания в Академии, похоже, не устраивал Грабаря, и с середины 1890-х годов он перемещается в Мюнхен, где сначала учится, а потом и преподает в школе Антона Ашбе. Здесь он проходит курс архитектуры в Политехникуме и создает несколько заметных работ, в частности портрет родного брата Владимира, ученого-юриста. Кстати, сам Игорь Грабарь тоже окончил юридический факультет Петербургского университета, но от карьеры юриста отказался сразу. Зато знания архитектора использовал при проектировании и строительстве комплекса больницы в имении Захарьино под Москвой около Химок, возведенного в 1909–1913 годах (сейчас район Куркино города Москвы). В первом же зале можно увидеть и ранние шедевры художника — «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь» (оба — из собрания ГТГ), и один из самых знаменитых его натюрмортов «Цветы и фрукты на рояле» (ГРМ).

Продолжением экспозиции в Корпусе Бенуа стали работы Грабаря начала XX века — многочисленные варианты его натюрмортов с фруктами — яркие, выразительные, насыщенные по колориту и свету. Но развития эти его колористические поиски не получили, в последующие десятилетия Грабарь переключился на искусствоведческую и организационную деятельность. Тем не менее экспонаты в последующих залах в Корпусе Бенуа дают полное представление обо всех изменениях в творчестве мастера. Здесь можно увидеть его работы 20-х годов прошлого века, когда Грабарь отказался от своего любимого метода импрессионизма. Масштабно представлены и произведения 1930-х годов — многочисленные портреты и натюрморты, а также знаменитые автопортреты, в их числе «Автопортрет с палитрой (в белом халате)» (1934, ГТГ). Внимательный зритель заметит, что в своих произведениях 1940-х годов Грабарь снова возвращается к мотивам и приемам начала XX века — к игре и движению воздуха, к светлой палитре и принципам импрессионизма.

Всего на юбилейной выставке представлено почти 150 живописных и графических работ из собраний 17 российских музеев, а также архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством Грабаря. Среди них фотографии, письма, издания его трудов разных лет из сектора редкой книги научной библиотеки Русского музея. Свои экспонаты для выставки предоставили музеи Москвы, Ярославля, Чебоксар, Новгорода, Вологды, Казани, Нижнего Новгорода и десять частных коллекций Москвы и Петербурга.

Специально к выставке генеральный спонсор банк ВТБ подготовил авторскую видеоэкскурсию по экспозиции в рамках просветительского проекта «Культурный гид». В роли ведущего на этот раз выступил молодой артист Большого драматического театра Геннадий Блинов. 

Государственный русский музей
«Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+