Игорь Грабарь, историк искусства и его подвижник

Игорь Грабарь. «Автопортрет». 1942. Фото: Государственный Русский музей
Игорь Грабарь. «Автопортрет». 1942.
Фото: Государственный Русский музей

В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея проходит выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»

Юбилейная выставка в Русском музее посвящена выдающемуся человеку, который оставил память о себе не только как один из главных российских историков искусства, но и как блестящий художник и организатор нескольких важнейших для российской культуры ХХ века институций.

Современному зрителю Игорь Грабарь известен главным образом как искусствовед. Со второй половины 1900-х он увлекается историей искусства: реставрацией и музееведением. Грабарь приступает к созданию масштабной «Истории русского искусства» и в это же время становится попечителем Третьяковской галереи. Его революционные предложения по перевеске экспонатов вызвали бурные споры, дошедшие до Московской думы, и были поначалу встречены общественностью в штыки. Но после признания правильности историко-художественного принципа развески несколькими авторитетными художниками споры утихли, а принцип представления работ в художественных музеях остался и был признан единственно верным.

Признание получили и другие результаты его искусствоведческой и организационной деятельности — «История русского искусства» стала надолго единственным учебным пособием для будущих искусствоведов. Созданные Грабарем реставрационные мастерские со временем переросли в реставрационный центр, носящий его имя.

«По своей одаренности он был, на мой взгляд, равен титанам Возрождения, — считает Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XXI веков ГРМ, куратор выставки. — Его все интересовало, и он углублялся в новый предмет настолько, что становился настоящим специалистом. До начала работы над „Историей русского искусства“ он очень мало знал о нем, а в результате создал школу реставрации икон. Он первым заинтересовался творчеством Андрея Рублева, Феофана Грека, исследовал росписи Владимирского собора. Он был и талантливым администратором, руководил многочисленными комиссиями по сохранению культурного наследия. К сожалению, эта его бурная деятельность происходила в ущерб живописи. Хотя влияние на современников своими импрессионистическими работами он реально оказал. Надо отдать ему должное и в другом вопросе — в советское время он не выступал с высоких трибун, не шельмовал „формалистов“, не был замешан в грязной идеологической травле коллег».

Фрагмент экспозиции. Фото: Наталья Шкуренок
Фрагмент экспозиции.
Фото: Наталья Шкуренок

Экспозиция в Корпусе Бенуа построена по хронологическому принципу — от самых ранних, ученических работ Игоря Грабаря (1871–1960), воспитанника лицея цесаревича Николая в Москве и посетителя классов рисования Московского общества любителей художеств, где он познакомился с художниками круга Константина Коровина и Валентина Серова, до произведений, созданных мастером незадолго до смерти в 1960 году.

«Мы специально построили нашу экспозицию по хронологии, чтобы показать, как Грабарь менялся в течение всей жизни, — рассказал Владимир Круглов. — И хотя он увлекался многими направлениями в живописи, характерными для своего времени, но неизменно оставался самим собой».

Открывают экспозицию ученические работы Грабаря середины 80-х годов XIX века — первые пейзажи и небольшие портреты, в которых заметно подражание мастерам старой европейской школы. Здесь же можно увидеть и его выдающиеся работы начала и середины 1890-х годов — портрет «Няня с ребенком», пейзаж «Крыша со снегом». В это время Грабарь переезжает в Петербург, где поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств и учится у Ильи Репина. Но уровень преподавания в Академии, похоже, не устраивал Грабаря, и с середины 1890-х годов он перемещается в Мюнхен, где сначала учится, а потом и преподает в школе Антона Ашбе. Здесь он проходит курс архитектуры в Политехникуме и создает несколько заметных работ, в частности портрет родного брата Владимира, ученого-юриста. Кстати, сам Игорь Грабарь тоже окончил юридический факультет Петербургского университета, но от карьеры юриста отказался сразу. Зато знания архитектора использовал при проектировании и строительстве комплекса больницы в имении Захарьино под Москвой около Химок, возведенного в 1909–1913 годах (сейчас район Куркино города Москвы). В первом же зале можно увидеть и ранние шедевры художника — «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь» (оба — из собрания ГТГ), и один из самых знаменитых его натюрмортов «Цветы и фрукты на рояле» (ГРМ).

Игорь Грабарь. «На озере». 1926. Фото: Государственный Русский музей
Игорь Грабарь. «На озере». 1926.
Фото: Государственный Русский музей

Продолжением экспозиции в Корпусе Бенуа стали работы Грабаря начала XX века — многочисленные варианты его натюрмортов с фруктами — яркие, выразительные, насыщенные по колориту и свету. Но развития эти его колористические поиски не получили, в последующие десятилетия Грабарь переключился на искусствоведческую и организационную деятельность. Тем не менее экспонаты в последующих залах в Корпусе Бенуа дают полное представление обо всех изменениях в творчестве мастера. Здесь можно увидеть его работы 20-х годов прошлого века, когда Грабарь отказался от своего любимого метода импрессионизма. Масштабно представлены и произведения 1930-х годов — многочисленные портреты и натюрморты, а также знаменитые автопортреты, в их числе «Автопортрет с палитрой (в белом халате)» (1934, ГТГ). Внимательный зритель заметит, что в своих произведениях 1940-х годов Грабарь снова возвращается к мотивам и приемам начала XX века — к игре и движению воздуха, к светлой палитре и принципам импрессионизма.

Игорь Грабарь. «Роскошный иней». 1941. Фото: Государственный Русский музей
Игорь Грабарь. «Роскошный иней». 1941.
Фото: Государственный Русский музей

Всего на юбилейной выставке представлено почти 150 живописных и графических работ из собраний 17 российских музеев, а также архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством Грабаря. Среди них фотографии, письма, издания его трудов разных лет из сектора редкой книги научной библиотеки Русского музея. Свои экспонаты для выставки предоставили музеи Москвы, Ярославля, Чебоксар, Новгорода, Вологды, Казани, Нижнего Новгорода и десять частных коллекций Москвы и Петербурга.

Специально к выставке генеральный спонсор банк ВТБ подготовил авторскую видеоэкскурсию по экспозиции в рамках просветительского проекта «Культурный гид». В роли ведущего на этот раз выступил молодой артист Большого драматического театра Геннадий Блинов. 

Государственный русский музей
«Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+