18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В США открылся музей художников-аутсайдеров «Арт-заповедник»

№94
Материал из газеты

В новом музее в Шебойгане демонстрируются работы самодеятельных художников из глубинки

Нынешним летом Центр искусств Джона Майкла Ко­лера в штате Висконсин открыл у себя «Арт-заповедник» (Art Preserve) — музей, целиком посвященный художникам-аутсайдерам. На территории площадью 6 тыс. кв. м экспонируется и хранится более 25 тыс. произведений искусства. Новое пространство станет местом, где исследуют и демонстрируют творения тех, кто бросает вызов привычным жанрам.

Главным образом здесь представлены образцы народного искусства — нередко созданные из найденных или подручных материалов и изначально размещавшиеся в доме автора или на участке неподалеку. «Они ориентированы скорее на условия жизни художника, life-specifiс, чем на особенности окружающего пространства, site-specifiс», — поясняет помощник куратора музея Лаура Бикфорд.

Один из ярких примеров — творчество Фреда Смита, который с 1948 по 1976 год у себя на ферме и вокруг своей таверны установил около 230 бетонных скульп­тур, украшенных пивными бутылками и другими предметами. Соседи называли землю Смита «Бетонным парком», а, когда художник умер, независимый Фонд Колера, работающий с Центром искусств Колера, приобрел участок. «В то время о подобных арт-пространствах особо не заботились, — рассказывает замдиректора музея Эми Хорст. — Фонд шагнул в пустоту, куда не отваживались идти другие музеи». Проектом тогда руководила Рут Де Янг Колер II, почетный директор Центра искусств Колера и инициатор «Арт-заповедника» (она умерла в 2020 году в возрасте 79 лет). Десять скульптур Смита сейчас представлены в экспозиции.

Однако стратегия фонда основана не только на приобретениях. После документирования и оценки объекта или арт-пространства его представители часто назначают местного хранителя и, когда это возможно, дарят произведения муниципалитету или округу, в котором они находятся. «Мы предпочитаем, чтобы искусство оставалось на своих местах, in situ», — говорит директор центра Сэм Гэппмайер.

Впрочем, наиболее хрупкие объекты передаются в музей на хранение, а находящиеся под угрозой попадают в коллекцию целиком, как это было в случае с «Домом Прекрасной Святой Драгоценности» Лоя Боулина. Автор, объявивший себя «истинным ковбоем в стразах», украсил стены дома в Маккомбе в штате Миссисипи яркой краской, плотной бумагой, блестками и камнями. В 1998 году Центр искусств приобрел четыре оригинальные стены и часть фасада его особняка.

Подобные произведения — головная боль для реставраторов. Каждый раз, когда творение Боулина берут на выставки, блестки осыпаются. «Это всегда сложная задача, — отмечает Хорст. — Встречаются „врожденные дефекты материала“, когда существует тенденция к саморазрушению объектов, так что важно определить подход к произведению, которое никогда не предназначалось для музея и вообще для изъятия из родной среды».

Дизайн «Арт-запо­вед­ника», разработанный денверской фирмой Tres Birds, созвучен такого рода проблемам. Центральный вход в здание украшен высокими деревянными досками, которые создают и тень для экспонатов, и ощущение случайно найденного сокровища. Затем посетители попадают в действующую копию таверны Smith’s, где подают местное пиво. Сидя за барной стойкой, можно полюбоваться оригинальными работами Фреда Смита.наших художников». 

На трех этажах музея у каждого художника своя зона: экспонируемые работы, прозрачные хранилища и мониторы с визуальной документацией того места, где создавались произведения. Элементы дизайна содержат отсылки к пейзажам, в которых раньше существовало это искусство.

Например, жутковатые мобили Эмери Блэгдона из металлических полос и проволоки первоначально хранились в сарае у его дома в Небраске, где он пытался использовать целительную энергию электромагнитных полей Земли. Более 400 компонентов, в том числе перфорированные алюминиевые листы, механические детали и флаконы с минералами, демонстрируются в пространстве, построенном из грубо обтесанных досок, напоминающих о деревенском сарае.

Как говорит Хорст, местоположение в Шебойгане, живописном городке на берегу озера Мичиган, «дает нам свободу в смысле расширения». И поясняет: «Можно больше рисковать и иногда даже позволить себе неудачи». Музей находится в часе езды от аэропорта Милуоки, и сотрудники Центра искусств Колера надеются, что скоро он станет пунктом назначения нового арт-маршрута. «Нас вдохновила Марфа, — признается Гэппмайер, имея в виду техасский городок, в свое время преображенный скульптором Дональдом Джаддом, — хотя его минимализм и прямо противоположен яркости

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+