Все грани таланта Юрия Пименова показывают в Москве

Юрий Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Персональных выставок у художника было немало, но ретроспектива в Третьяковке случилась впервые

Юрий Пименов (1903–1977) — безусловный советский классик, однако называть его образцовым, каноническим соцреалистом мешает многое. И дело не только в работах раннего периода, которые от лица ОСТа (Общества станковистов) претендовали на то, чтобы задавать курс новому искусству, но вскоре угодили в категорию «неформата» (сам автор впоследствии оценивал их как «наивный детский модерн»). Из глубочайшего творческого кризиса начала ­1930-х он сумел-таки вырулить на «правильную дорогу» — ту самую, что запечатлена в его программной картине «Новая Москва» 1937 года.

Юрий Пименов. «Новая Москва». 1937. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Новая Москва». 1937.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Тем не менее, даже присягнув на верность соцреализму, Пименов не стал брать на вооружение ни постную академическую манеру, ни дежурный набор сюжетов. Приемлемой для себя он счел собственную версию импрессионизма, предельно детализированную и лирическую. Среди персонажей начали преобладать не герои, а героини, причем наделенные вполне старомодной женственностью. От былого арсенала, остро экспрессивного, осталось разве что стремление транслировать зрителю авторскую эмоцию. Пожалуй, именно эти качества позволили художнику впоследствии обрести второе (вернее, даже третье) дыхание. Он очень органично вписался в искусство оттепели, в отличие от многих прежних фаворитов. Пименов сумел снискать не только лавры, но и еще искреннее признание широкой публики.

Может ли повториться такой народный успех при сегодняшнем «перезапуске»? В том же виде — маловероятно, хотя некоторые его работы наверняка найдут отклик и у новой аудитории. Ретроспектива друга, соратника и конкурента Пименова Александра Дейнеки, которая проходила в Третьяковке в 2010 году, показала, что некоторые давние триггеры срабатывают и в наши дни. Порой непредсказуемо.

Фрагмент экспозиции. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

В общей сложности на выставку взято около 170 экспонатов, позаимствованных из 22 музеев и нескольких частных коллекций, в том числе из архива семьи художника. Но оригиналами произведений дело не ограничится. Сокуратор проекта, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Елена Воронович поясняет: «Подробно и полно представить творчество Пименова одними лишь реальными, подлинными экспонатами сейчас невозможно. Немало произведений, главным образом второй половины 1920-х и начала 1930-х, было уничтожено самим художником; многое было продано с выставок за рубеж — в Европу и Америку, судьба целого ряда тех работ неизвестна. Мы предприняли попытку их показать, отсканировав или сфотографировав из каталогов или из прессы того периода. Если вдруг после выставки какие-то произведения обнаружатся, будем очень рады».

Хотя обладатель монументального полотна «Физкультурный парад» (1939), созданного бригадой художников по эскизам и при участии Юрия Пименова для Всемирной выставки в Нью-Йорке известен — это Русский музей, привезти его в Москву не удалось из-за неважной сохранности и огромных размеров (916x1460 см), превышающих экспозиционные возможности Новой Третьяковки. Еще один куратор выставки, хранитель отдела живописи первой половины XX века в ГТГ Наталья Чернышева так комментирует ситуацию: «Нам все же очень хотелось представить это панно в каком-то виде, и на выставке ему посвящен мультимедийный проект. По нашей просьбе в Русском музее была проведена специальная фото- и видеосъемка, этот материал служит основой для инсталляции. Размер ее меньше оригинала, но максимально возможный для нашей площадки».

Юрий Пименов. «Кусок стекла». 1966. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Кусок стекла». 1966.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В амплуа монументалиста Пименов подвизался, впрочем, нечасто, зато питал многолетнюю страсть и привязанность к театру, чему посвящен один из разделов выставки. Не забыта, кстати, и его работа в кинематографе — на выставке фигурирует, например, эскиз декораций к приснопамятной ленте «Кубанские казаки» (1949).

Начинал же Пименов карьеру с журнальных иллюстраций — еще в студенческую, вхутемасовскую пору. Им здесь тоже отдана дань, это чрезвычайно занимательный стилистический экскурс в эпоху нэпа. Показывают и последующие путевые зарисовки, и картины по мотивам путешествий: Юрий Иванович входил в круг избранных, допущенных к заграничным «творческим командировкам». Отдельный раздел — фронтовые сюжеты. И разумеется, в наличии буквально все произведения из числа популярных в народе.  

Новая Третьяковка
Юрий Пименов
8 сентября – 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+