18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жизнь портретиста, преподнесенная в формате оперы

№93
Материал из газеты

Искусствовед Кристофер Уайт исследует в новой книге портреты Антониса ван Дейка

Интерес искусствоведа Кристофера Уайта к фигуре Антониса ван Дейка (1599–1641) восходит к лекции сэра Оливера Миллара, прочитанной в Институте искусств Курто летом 1951 года. Результаты 70-летних исследований представлены теперь в великолепной монографии, посвященной портретному искусству ван Дейка. Во многих отношениях это старомодная работа, почти всеобъемлющая.

И несмотря на то, что за последние несколько десятилетий о творчестве художника было написано множество научных трудов, эта книга — долгожданная.

Уайт признается, что исследует «лишь половину души» ван Дейка. Но рассказ о портретах вписан здесь в более широкий контекст. В самом начале искусствовед сравнивает первый известный автопортрет художника с автопортретами Альбрехта Дюрера и Питера Пауля Рубенса. И на протяжении всей книги проводятся сравнения портретной живописи фламандского живописца с работами его современников — тех, с кем он, скорее всего, никогда не встречался, и тех, кого хорошо знал — того же Рубенса, «человека, который пролил яркий свет и отбросил тень на творчество ван Дейка». Касается Уайт и предшественников, которые служили его герою примерами для подражания — от Тициана до Джованни Баттисты Морони, от Ганса Гольбейна до Паоло Веронезе.

Книга разделена на четыре главы в соответствии с основными этапами жизни художника: «Ранние годы: Антверпен и Лондон», «Путешествие в Италию: Генуя, Рим и Палермо», где подробно рассказывается о пребывании на Апеннинском полуострове и возвращении домой, «Антверпен, Брюссель и Гаага» о 1627–1632 годах и, наконец, последнее десятилетие жизни — глава «Последние годы в Лондоне». Такое разделение может кому-то из читателей показаться упрощенным, но это прекрасный способ понять развитие искусства ван Дейка. Финальная глава буквально потрясает: она посвящена периоду славы живописца, когда он стал «главным художником на постоянной службе Их Величеств», свидетелем жизни целого поколения аристократов накануне гражданской войны.

Каждую из глав автор преподносит будто акт пьесы, или, вернее, оперы, посвященной великому портретисту.

Неудивительно, что Уайт обращается к музыкальным отсылкам. Например, в «Портрете семьи Ломеллини», написанном в Генуе около 1626 года, он находит «элемент большой оперы — напоминание о Беллини и Доницетти, словно Ломеллини, уподобившись действующим лицам, разыгрывают свое представление в величественном зале».

Уайт серьезно отнесся к отбору портретов. Его работа — своего рода антология наиболее типичных изображений, которые помогают читателю ориентироваться в творчестве живописца и знакомят с его заказчиками. Книга сделана столь же превосходно и продуманно, как само искусство ван Дейка. Большинство портретов описано емко и мастерски. К примеру, «Портрет короля Карла I на охоте» назван «самым романтическим изображением короля из тех, что существуют», тогда как портрет Франсуа Ланглуа «отличается тем, что это единственный портрет ван Дейка, где можно разглядеть зубы позирующего».

Монография открывается автопортретом ван Дейка и завершается его последним известным произведением, где он изобразил самого себя, и «было бы трудно найти более красноречивое изображение усов, передающих умственное и физическое здоровье натурщика». На протяжении всей книги автор словно воздает почести этой «нервной, рафинированной и восприимчивой художественной натуре»

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+