Жизнь портретиста, преподнесенная в формате оперы

Антонис ван Дейк. «Автопортрет». Около 1633. Фото: Sotheby's
Антонис ван Дейк. «Автопортрет». Около 1633.
Фото: Sotheby's
№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

Искусствовед Кристофер Уайт исследует в новой книге портреты Антониса ван Дейка

Интерес искусствоведа Кристофера Уайта к фигуре Антониса ван Дейка (1599–1641) восходит к лекции сэра Оливера Миллара, прочитанной в Институте искусств Курто летом 1951 года. Результаты 70-летних исследований представлены теперь в великолепной монографии, посвященной портретному искусству ван Дейка. Во многих отношениях это старомодная работа, почти всеобъемлющая.

И несмотря на то, что за последние несколько десятилетий о творчестве художника было написано множество научных трудов, эта книга — долгожданная.

Уайт признается, что исследует «лишь половину души» ван Дейка. Но рассказ о портретах вписан здесь в более широкий контекст. В самом начале искусствовед сравнивает первый известный автопортрет художника с автопортретами Альбрехта Дюрера и Питера Пауля Рубенса. И на протяжении всей книги проводятся сравнения портретной живописи фламандского живописца с работами его современников — тех, с кем он, скорее всего, никогда не встречался, и тех, кого хорошо знал — того же Рубенса, «человека, который пролил яркий свет и отбросил тень на творчество ван Дейка». Касается Уайт и предшественников, которые служили его герою примерами для подражания — от Тициана до Джованни Баттисты Морони, от Ганса Гольбейна до Паоло Веронезе.

Christopher White. Anthony van Dyck and the Art of Portraiture. Modern Art Press, in association with Yale University Press. 350 с., £35. На английском языке
Christopher White. Anthony van Dyck and the Art of Portraiture. Modern Art Press, in association with Yale University Press. 350 с., £35. На английском языке

Книга разделена на четыре главы в соответствии с основными этапами жизни художника: «Ранние годы: Антверпен и Лондон», «Путешествие в Италию: Генуя, Рим и Палермо», где подробно рассказывается о пребывании на Апеннинском полуострове и возвращении домой, «Антверпен, Брюссель и Гаага» о 1627–1632 годах и, наконец, последнее десятилетие жизни — глава «Последние годы в Лондоне». Такое разделение может кому-то из читателей показаться упрощенным, но это прекрасный способ понять развитие искусства ван Дейка. Финальная глава буквально потрясает: она посвящена периоду славы живописца, когда он стал «главным художником на постоянной службе Их Величеств», свидетелем жизни целого поколения аристократов накануне гражданской войны.

Каждую из глав автор преподносит будто акт пьесы, или, вернее, оперы, посвященной великому портретисту.

Неудивительно, что Уайт обращается к музыкальным отсылкам. Например, в «Портрете семьи Ломеллини», написанном в Генуе около 1626 года, он находит «элемент большой оперы — напоминание о Беллини и Доницетти, словно Ломеллини, уподобившись действующим лицам, разыгрывают свое представление в величественном зале».

Уайт серьезно отнесся к отбору портретов. Его работа — своего рода антология наиболее типичных изображений, которые помогают читателю ориентироваться в творчестве живописца и знакомят с его заказчиками. Книга сделана столь же превосходно и продуманно, как само искусство ван Дейка. Большинство портретов описано емко и мастерски. К примеру, «Портрет короля Карла I на охоте» назван «самым романтическим изображением короля из тех, что существуют», тогда как портрет Франсуа Ланглуа «отличается тем, что это единственный портрет ван Дейка, где можно разглядеть зубы позирующего».

Монография открывается автопортретом ван Дейка и завершается его последним известным произведением, где он изобразил самого себя, и «было бы трудно найти более красноречивое изображение усов, передающих умственное и физическое здоровье натурщика». На протяжении всей книги автор словно воздает почести этой «нервной, рафинированной и восприимчивой художественной натуре»

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+