18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Прощальное слово о триумфальной арке

№93
Материал из газеты

Питер Хауэлл в подробностях рассказывает о триумфальных арках всех времен и народов

Триумфальная арка как тип архитектуры хорошо известна: одна арка, две или три, расположенные между пилястрами, поддерживающими аттик, где помещаются надписи, рельефы или статуи. Сначала их возводили только в Риме, потом они распространились по всей Римской империи — от Марокко до Шотландии, а гораздо позже и по всему миру.

Название этого сооружения связано с церемонией приветствия полководца, возвращавшегося с победой в Рим. Триумфатор проезжал через арку, облаченный в расшитые одежды Юпитера, подобно этрусскому божеству; его лицо было окрашено в пурпурный цвет. Он ехал с окраины города на колеснице, вслед за ним двигались его войска, часто напевавшие непристойные песни и грубо подшучивавшие над своим командиром. Публике демонстрировались трофеи и плененные вражеские военачальники; некоторых из них (во времена республики, конечно) казнили у подножия Капитолийского холма, по которому полководец затем поднимался к храму Юпитера, где слагал с себя полномочия. После периода правления Августа в церемонии стали участвовать императоры, а полководцы рангом пониже довольствовались более скромными торжествами.

Впрочем, наименование «триумфальная арка» появилось намного позже зарождения этой традиции — лишь к тому времени, когда по всей империи и даже за ее пределами уже были построены всевозможные варианты такого сооружения. Эта архитектурная схема легла в основу разнообразных композиций: алтарных картин, фасадов церквей, надгробий. Арки над процессиями королей и князей стали обычным явлением в европейских городах.

Все это и многое другое Питер Хауэлл описал в книге «Триумфальная арка», впервые представив исчерпывающий рассказ об этом типе архитектуры со всеми его вариациями. Материала было настолько много, что автор столкнулся с неизбежными проблемами его организации: семь глав здесь посвящены древности и лишь одна отводится на целое следующее тысячелетие (в ней, в частности, не упоминается о тройных входных портиках средневековых церквей, что кажется странным). Однако подобные упущения не снижают общей ценности этого труда.

В книге собраны многие обойденные вниманием примеры, такие как Арка аборигенов 1901 года в австралийском Брисбене, где в роли скульптур выступали живые аборигены, а также сделанная из стульев арка 1880 года в английском Хай-Уикоме. По мере приближения к современности образцы становятся все более спорными. Так, Большая арка Дефанс в Париже — вовсе не арка, а куб, имеющий существенный недостаток: он перерезает вид от Елисейских Полей через Триумфальную арку, расположенную на площади Звезды.

Можно сказать, что подобный тип арок постепенно исчезает, и автор предложил исчерпывающее его поминовение. Сомневаюсь, что кто-то сумеет написать об этом лучше или хотя бы возьмется конкурировать с книгой Хауэлла.  

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
3
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
4
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+