18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Прощальное слово о триумфальной арке

№93
Материал из газеты

Питер Хауэлл в подробностях рассказывает о триумфальных арках всех времен и народов

Триумфальная арка как тип архитектуры хорошо известна: одна арка, две или три, расположенные между пилястрами, поддерживающими аттик, где помещаются надписи, рельефы или статуи. Сначала их возводили только в Риме, потом они распространились по всей Римской империи — от Марокко до Шотландии, а гораздо позже и по всему миру.

Название этого сооружения связано с церемонией приветствия полководца, возвращавшегося с победой в Рим. Триумфатор проезжал через арку, облаченный в расшитые одежды Юпитера, подобно этрусскому божеству; его лицо было окрашено в пурпурный цвет. Он ехал с окраины города на колеснице, вслед за ним двигались его войска, часто напевавшие непристойные песни и грубо подшучивавшие над своим командиром. Публике демонстрировались трофеи и плененные вражеские военачальники; некоторых из них (во времена республики, конечно) казнили у подножия Капитолийского холма, по которому полководец затем поднимался к храму Юпитера, где слагал с себя полномочия. После периода правления Августа в церемонии стали участвовать императоры, а полководцы рангом пониже довольствовались более скромными торжествами.

Впрочем, наименование «триумфальная арка» появилось намного позже зарождения этой традиции — лишь к тому времени, когда по всей империи и даже за ее пределами уже были построены всевозможные варианты такого сооружения. Эта архитектурная схема легла в основу разнообразных композиций: алтарных картин, фасадов церквей, надгробий. Арки над процессиями королей и князей стали обычным явлением в европейских городах.

Все это и многое другое Питер Хауэлл описал в книге «Триумфальная арка», впервые представив исчерпывающий рассказ об этом типе архитектуры со всеми его вариациями. Материала было настолько много, что автор столкнулся с неизбежными проблемами его организации: семь глав здесь посвящены древности и лишь одна отводится на целое следующее тысячелетие (в ней, в частности, не упоминается о тройных входных портиках средневековых церквей, что кажется странным). Однако подобные упущения не снижают общей ценности этого труда.

В книге собраны многие обойденные вниманием примеры, такие как Арка аборигенов 1901 года в австралийском Брисбене, где в роли скульптур выступали живые аборигены, а также сделанная из стульев арка 1880 года в английском Хай-Уикоме. По мере приближения к современности образцы становятся все более спорными. Так, Большая арка Дефанс в Париже — вовсе не арка, а куб, имеющий существенный недостаток: он перерезает вид от Елисейских Полей через Триумфальную арку, расположенную на площади Звезды.

Можно сказать, что подобный тип арок постепенно исчезает, и автор предложил исчерпывающее его поминовение. Сомневаюсь, что кто-то сумеет написать об этом лучше или хотя бы возьмется конкурировать с книгой Хауэлла.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+