18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Наскальная живопись долины Рио Гранде становится цифровой

№93
Материал из газеты

Археологи спешат задокументировать древнее искусство долины Рио-Гранде, поскольку многие из этих уникальных изображений находятся под угрозой полного или частичного исчезновения

За последние четыре года археологи, работающие в штате Техас на границе с Мексикой, зафиксировали более 230 объектов с древними пиктограммами и наскальной живописью коренных народов. Эти изображения находятся под угрозой исчезновения из-за природных и антропогенных факторов. «Необходимо безотлагательно задокументировать как можно больше объектов, пока мы не утратили их навсегда», — уверена археолог и художница Кэролайн Бойд, основавшая исследовательский и образовательный центр «Шумла». Эта некоммерческая организация реализует $3-миллионный проект «Александрия», посвященный выявлению и охране древнего искусства в регионе Рио-Гранде.

Территория, известная как археологическая зона «Каньоны низовьев реки Пекос», простирается приблизительно на 80 км к северу от границы США и на 95 км к югу в глубь Мексики. Наибольшее число известных сегодня изображений сконцентрировано на полосе длиной 110 км между городами Дель-Рио и Драйден. Выдающаяся наскальная живопись возрастом от 4,2 тыс. до 1,5 тыс. лет представляет собой сложные композиции, изображающие людей, животных и ритуалы. Сцены выполнены красным, черным и желтым пигментами, которые систематично наносились пересекающимися слоями.

Некоторые объекты находятся под угрозой затопления из-за соседнего водохранилища, другие недоступны для исследователей из-за деятельности, которую ведут в регионе мексиканские картели. «Хотя мы никогда и не сталкивались с картелями напрямую, их присутствие ощущается», — говорит Бойд. Во время работы команду, в которую обычно входят от четырех до шести археологов и стажеров, сопровождают вооруженные охранники или рейнджеры Управления национальных парков. «Мы надеялись расширить охват проекта на юг, в мексиканский штат Коауила, но коллеги из Мексики посоветовали нам повременить с этим», — рассказывает Бойд.

Проект назван в честь древнеегипетской Александрийской библиотеки, погибшей в пожаре 2 тыс. лет назад. Название призвано подчеркнуть острую необходимость задокументировать и постараться расшифровать древние рисунки, повествующие о выдающихся событиях прошлого Северной Америки. «В этих рисунках все имеет смысл — не только сами изображения или их форма и цвет, но и процесс создания, в том числе порядок нанесения красок, расположение рисунков в ландшафте и то, как с ними взаимодействуют солнце и луна», — объясняет руководитель проекта.

Большинство объектов до сих пор не задокументированы, поскольку находятся на частных территориях; нужно, чтобы сами владельцы участков обнаружили их и открыли доступ для исследователей. По словам Бойд, археологи подготовили «просветительскую программу для местных землевладельцев, призванную рассказать им о том, что мы изучаем, и о важности этого искусства, чтобы расположить их к сотрудничеству; в деле охраны объектов мы полагаемся на них, и пока что это работает».

В январе минувшего года по инициативе организации «Шумла» археологической зоне был присвоен статус национального исторического памятника. Охранный статус получили 35 «показательных» объектов, в основном находящихся на частных землях. Однако уже в ближайшие месяцы все любопытствующие получат виртуальный доступ к ним благодаря оцифровке наскальной живописи. Полгода назад завершился первый этап проекта, в рамках которого специалисты провели первичное обследование, в том числе сделали фотографии в высоком разрешении, создали трехмерные модели, зафиксировали иконографические данные и классифицировали объекты. Второй этап будет включать углубленную документацию и анализ рисунков. Каждой фигуре на каждой композиции будет присвоен идентификационный код, предстоит сделать подробное описание всех изображений и провести радиоуглеродный анализ.

«На полное документирование всего региона может уйти несколько жизней, — говорит Бойд. — Но со временем начинаешь обращать внимание на типичные схемы и узнавать руку конкретного художника, замечать повторение некоторых типов фигур. Часто при виде фигуры кто-нибудь из команды сразу кричит, что знает, кто ее нарисовал». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+