18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Наскальная живопись долины Рио Гранде становится цифровой

№93
Материал из газеты

Археологи спешат задокументировать древнее искусство долины Рио-Гранде, поскольку многие из этих уникальных изображений находятся под угрозой полного или частичного исчезновения

За последние четыре года археологи, работающие в штате Техас на границе с Мексикой, зафиксировали более 230 объектов с древними пиктограммами и наскальной живописью коренных народов. Эти изображения находятся под угрозой исчезновения из-за природных и антропогенных факторов. «Необходимо безотлагательно задокументировать как можно больше объектов, пока мы не утратили их навсегда», — уверена археолог и художница Кэролайн Бойд, основавшая исследовательский и образовательный центр «Шумла». Эта некоммерческая организация реализует $3-миллионный проект «Александрия», посвященный выявлению и охране древнего искусства в регионе Рио-Гранде.

Территория, известная как археологическая зона «Каньоны низовьев реки Пекос», простирается приблизительно на 80 км к северу от границы США и на 95 км к югу в глубь Мексики. Наибольшее число известных сегодня изображений сконцентрировано на полосе длиной 110 км между городами Дель-Рио и Драйден. Выдающаяся наскальная живопись возрастом от 4,2 тыс. до 1,5 тыс. лет представляет собой сложные композиции, изображающие людей, животных и ритуалы. Сцены выполнены красным, черным и желтым пигментами, которые систематично наносились пересекающимися слоями.

Некоторые объекты находятся под угрозой затопления из-за соседнего водохранилища, другие недоступны для исследователей из-за деятельности, которую ведут в регионе мексиканские картели. «Хотя мы никогда и не сталкивались с картелями напрямую, их присутствие ощущается», — говорит Бойд. Во время работы команду, в которую обычно входят от четырех до шести археологов и стажеров, сопровождают вооруженные охранники или рейнджеры Управления национальных парков. «Мы надеялись расширить охват проекта на юг, в мексиканский штат Коауила, но коллеги из Мексики посоветовали нам повременить с этим», — рассказывает Бойд.

Проект назван в честь древнеегипетской Александрийской библиотеки, погибшей в пожаре 2 тыс. лет назад. Название призвано подчеркнуть острую необходимость задокументировать и постараться расшифровать древние рисунки, повествующие о выдающихся событиях прошлого Северной Америки. «В этих рисунках все имеет смысл — не только сами изображения или их форма и цвет, но и процесс создания, в том числе порядок нанесения красок, расположение рисунков в ландшафте и то, как с ними взаимодействуют солнце и луна», — объясняет руководитель проекта.

Большинство объектов до сих пор не задокументированы, поскольку находятся на частных территориях; нужно, чтобы сами владельцы участков обнаружили их и открыли доступ для исследователей. По словам Бойд, археологи подготовили «просветительскую программу для местных землевладельцев, призванную рассказать им о том, что мы изучаем, и о важности этого искусства, чтобы расположить их к сотрудничеству; в деле охраны объектов мы полагаемся на них, и пока что это работает».

В январе минувшего года по инициативе организации «Шумла» археологической зоне был присвоен статус национального исторического памятника. Охранный статус получили 35 «показательных» объектов, в основном находящихся на частных землях. Однако уже в ближайшие месяцы все любопытствующие получат виртуальный доступ к ним благодаря оцифровке наскальной живописи. Полгода назад завершился первый этап проекта, в рамках которого специалисты провели первичное обследование, в том числе сделали фотографии в высоком разрешении, создали трехмерные модели, зафиксировали иконографические данные и классифицировали объекты. Второй этап будет включать углубленную документацию и анализ рисунков. Каждой фигуре на каждой композиции будет присвоен идентификационный код, предстоит сделать подробное описание всех изображений и провести радиоуглеродный анализ.

«На полное документирование всего региона может уйти несколько жизней, — говорит Бойд. — Но со временем начинаешь обращать внимание на типичные схемы и узнавать руку конкретного художника, замечать повторение некоторых типов фигур. Часто при виде фигуры кто-нибудь из команды сразу кричит, что знает, кто ее нарисовал». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+