18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Александровский дворец открылся после многолетней реставрации

Сохранившиеся интерьеры Александровского дворца, резиденции Николая II, отреставрировали, а утраченные воссоздали в мельчайших деталях по многочисленным фотографиям членов императорской семьи и документам

Последний дом последнего императора России Николая II и его семьи — Александровский дворец — многие десятилетия был закрыт для посетителей. Проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления дворца как музейного пространства был разработан в 2011 году, к его реализации приступили через год. Но только сейчас посетители смогут увидеть часть отреставрированных залов.

Реставрация 13 интерьеров второго этажа дворца на половинах Николая II и его супруги Александры Федоровны завершена полностью.

Кроме того, подвальные помещения дворца переоборудованы под входную зону и приспособлены для приема посетителей. Это первая часть всего проекта реставрации и реконструкции, разработанного специалистами архитектурной мастерской «Студия 44».

«Открытые залы, безусловно, самая интересная часть дворца. И мы постарались не только максимально точно и детально выполнить реставрацию, но и воссоздать в этих музейных интерьерах обстановку реальной жизни — в личных покоях императорской семьи цветут живые цветы, звучит музыка. Как будто прежние хозяева только что вышли из этих комнат», — рассказала нам Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село», частью которого является Александровский дворец. Работы в остальных помещениях будут продолжены.

Дворец был построен по заказу Екатерины II для ее любимого внука, великого князя Александра Павловича, ко дню его бракосочетания. В 1796 году будущий император Александр I вместе со своей женой поселился во дворце, называвшемся тогда Новым Царскосельским. Архитектор Джакомо Кваренги создавал дворец в стиле палладианского классицизма, который на сегодняшний день сохранился, главным образом, во внешнем облике здания.

Интерьеры дворца за время его существования не раз меняли свой вид и предназначение — императорская семья переделывала их в соответствии с меняющейся модой, собственными вкусами и потребностями. Первую внутреннюю перестройку дворца начал в 30-е годы XIX века Николай I, а продолжил в конце XIX — начале XX века Николай II. В результате интерьеры работы Джакомо Кваренги сохранились лишь в нескольких помещениях.

С 1918 года во дворце был открыт музей, в котором посетители могли увидеть жилые покои последнего императора. Часть дворца по решению Луначарского была отдана под детский дом имени Юных Коммунаров. Позже там располагался дом отдыха сотрудников НКВД. В 1937 году новый директор музея искусствовед Анатолий Кучумов добился разрешения на восстановление исторического облика дворца и создания в нем мемориального музея последнего императора, но этим планам помешала война.

Значительную часть экспонатов удалось эвакуировать. Но после войны здание передали Академии наук для хранения коллекции Всесоюзного музея Пушкина, и тогда же в результате очередной переделки интерьеров были уничтожены важные элементы оформления многих залов дворца. С 1951 по 2008 годы Александровский дворец занимало Военно-морское ведомство.

На сегодняшний день из 13 интерьеров только пять: парадный кабинет, приемная, угловая гостиная и два зала библиотеки — сохранили историческое декоративное убранство.

Оно и было отреставрировано в ходе первого этапа работ. Интерьеры остальных помещений были фактически воссозданы по многочисленным документальным изображениям — семья последнего императора увлекалась фотографией, благодаря чему реставраторам удалось восстановить мельчайшие элементы декоративного убранства комнат вплоть до рисунка ковров и паркета.

Текстильное декоративное убранство — стены всех комнат были обиты различными тканями — восстановили по образцам, сохранившимся в фондах ГМЗ «Царское Село» и «Павловск». Два года мастера восстанавливали ткани и драпировки спальни, Сиреневого и парадного кабинетов, Кленовой гостиной. Около 2 тыс. пог. м тесьмы, бахромы, шнура и кружева были воссозданы по историческим образцам.

Практически вся мебель в залах воссоздана по историческим образцам или подобрана по аналогам из коллекции «Царского Села», как и ковровые покрытия. Большая часть каминов сохранилась, сейчас они отреставрированы. Во время подготовительных работ мастера обнаружили элементы керамической плитки, покрывавшей стены и пол в Мавританской уборной (эту комнату занимали бассейн и душ Шарко). Все декоративное оформление было восстановлено по историческим образцам. На свои места вернулись в Мавританскую три лампы-ароматницы, которые Николай II привез из поездки в Японию. Восстановлен интерьер парадного кабинета. Здесь сохранилась практически вся отделка потолка из красного дерева и подлинная потолочная фурнитура. Покраску стен в голубой цвет воссоздали по образцу, обнаруженному при расчистке интерьера, теперь она соответствует исторической, восстановили лестницу и мебель.

Один из самых больных вопросов для Александровского дворца — наполнение музейного пространства подлинными экспонатами. К сожалению, за годы советской власти из 52 тыс. предметов, вывезенных отсюда в разные периоды истории, исчезло около 45 тыс. Часть из них была передана в ГМЗ «Павловск», часть оказалась в музеях Нижнего Новгорода, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Более полугода работала комиссия, которая совместно с Павловским музеем внимательно рассмотрела все предложения и просьбы «Царского Села». Теперь в Александровский дворец на временное хранение передано 189 предметов — все они заняли свои исторические места.

По словам Ольги Таратыновой, финансирование проекта реставрации и реконструкции Александровского дворца не прекращалось все эти годы ни на один день, всего расходы составляют 2,2 млрд руб. «Из них 34% мы заработали сами, — рассказала директор. — Остальные — бюджетное финансирование, которое даже в самые тяжелые ковидные годы не прекращалось ни на один день. И рабочие продолжали работать даже в пандемию, осваивая средства. Сейчас наш собственный вклад в реставрацию и реконструкцию значительно уменьшился из-за сокращения числа посетителей и отсутствия иностранцев. Но мы все равно не отказываемся от своей доли участия».

По планам, через три года Александровский дворец будет полностью отреставрирован.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+