18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как санкции против болгарского коллекционера могут повлиять на арт-рынок

Правительство США внесло олигарха Васила Божкова в черный список. Внимание к миру искусства со стороны властей усиливается

Правительства разных стран все внимательнее присматриваются к перемещению денежных средств в мире искусства. В этом году Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (бюро в составе Министерства финансов США) планирует издать нормативно-правовые положения, регулирующие сферу торговли древностями.

В июне Министерством финансов США были введены санкции против известного олигарха и коллекционера искусства Васила Крумова Божкова. Правоохранительные органы давно проявляют интерес к его фигуре. В январе 2020 года в результате проведенного правительством Болгарии расследования коррупционных схем был выдан международный ордер на его арест. Божков полностью отрицает все обвинения. Ему удалось переехать в Дубай, где он, судя по всему, находится и сейчас, и избежать экстрадиции. Попытки The Art Newspaper связаться с бизнесменом не увенчались успехом.

Новые санкции не имеют прямого отношения к его коллекции, насчитывающей более 3 тыс. древностей, большая часть которых хранится в его фонде «Фракия» в Софии (впрочем, сообщалось, что ряд вещей был изъят в ходе расследования). Управление по контролю за иностранными активами ввело санкции в рамках так называемого Глобального закона Магнитского, направленного «против виновных в серьезном нарушении прав человека и в коррупции по всему миру». Вместе с Божковым в санкционный список были внесены еще два частных лица (Делян Славчев Пеевски и Илко Димитров Желязков) и 64 организации, связанные с этими тремя именами.

Джордж Ледерман, нью-йоркский обвинитель из адвокатской фирмы Withers, специализирующийся на должностных преступлениях, объясняет: «Правительства никогда не будут преследовать всех сразу; они выбирают отдельных лиц, чтобы их опыт служил для других сдерживающим фактором». В качестве еще одного примера Ледерман приводит введение санкций против ливанского коллекционера искусства Назема Саида Ахмада в 2019 году.

В июле 2020 года подкомитет Сената США опубликовал отчет, в котором рассматривается приобретение искусства на $18 млн двумя российскими миллиардерами, ранее уже внесенными в санкционный список (речь идет об Аркадии Ротенберге и его брате Борисе). Все это — очередные шаги на пути к ужесточению регулирования художественного мира (и правоприменения в этой сфере), по которому идет США.

В Великобритании соблюдение Пятой директивы по борьбе с отмыванием денег и проверки в рамках требования «знай своего клиента» также все прочнее входят в жизнь. «На протяжении долгого времени — и, быть может, до сих пор — на рынке сохранялось ощущение, что введение санкций против подобных частных лиц связано с заключением „сомнительных сделок“ за границей и не имеет отношения к тому, что происходит на рынке Великобритании или США, — рассказывает Крис Кинг, сооснователь компании Artaml, которая занимается разработкой инструментов против отмывания денег, в том числе для проверки должностных лиц и тех, чьи имена попали в санкционные списки. — С ужесточением мер и усилением контроля за их исполнением людям просто придется быть осмотрительнее и осознать, что это вопрос, требующий их внимания. Теперь, когда срок официальной регистрации в регуляторных органах прошел (он истек в июне), мы ожидаем, что Управление по налоговым и таможенным сборам ее величества начнет проводить аудиторские проверки. Последствия некоторых из этих проверок для коммерческих организаций, не усердствующих в соблюдении норм, по всей видимости, будут неприятными. С точки зрения регулятора наказание нескольких дилеров в назидание остальным — хороший способ заставить рынок соблюдать законодательство».

До сих пор разговоры о регулировании рынка велись в связи с древностями, но весьма вероятно, что сфера охвата будет расширена. «Среди широкой общественности распространено мнение о том, что сфера древностей связана с нелегальной деятельностью. При ближайшем рассмотрении это весьма спорное представление, поскольку оно зачастую связано с предубеждениями в отношении определенных частей света, в частности Ближнего Востока, — говорит Николас О’Доннелл, поверенный Sullivan & Worcester. — Тем не менее Министерство финансов США уже выпустило распоряжение находящимся под его контролем банкам проявлять бдительность в отношении транзакций, связанных с арт-рынком, и следует ожидать, что внимание к этому сектору будет расти».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+