18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Живопись на современном этапе: плоды естественного отбора

№93
Материал из газеты

Живопись регулярно хоронят и всячески сбрасывают с корабля современности. Это, конечно, справедливо, но все же преувеличение

Можно провести мысленный эксперимент: быстро, не готовясь, выбрать десяток или два «очень знаменитых и влиятельных современных художников» — назвать имена, которые первыми всплывут в памяти. В выборке наверняка окажутся люди, работающие с видео, перформансом, фотографией, смешанными техниками, но и с живописью в той или иной форме тоже (холст-масло, акрил). Причем этих последних будет половина или больше.

Это верно и в мировом масштабе, и в российских реалиях. Алимпиев, Короткова, Отдельнов, Паперно, Пепперштейн, Цхэ и т. д., и т. п. — не всегда для них живопись является единственным или даже главным медиумом, но они рассуждают на сложные темы с ее помощью. Это именно современное искусство, а не бездумная погоня за пластичностью.

В молодом поколении, судя по последним смотрам типа кассельской Documenta или Венецианской биеннале, процент участников, работающих в традиционной технике, будет стабильно ниже. Но, во-первых, на любых биеннале потребление искусства устроено специфично (а значит, и отбор); а во-вторых, уже подтянулись свежеэмансипированные живописцы из угнетенных страт. В Венеции в 2019-м было очень много таких, по ощущениям.

В дарвиновском смысле живопись играет ту же роль, что и гигантизм у живых существ.

Очень хорошо подходит для завоевания экологических ниш через наращивание живой массы. Это язык хорошо формализованный, имеющий давнюю историю и значительный коммерческий потенциал. Ну в самом деле, даже Кабаковы за рекордные деньги в основном живопись продают! Проигнорировать самый крупный мировой рынок — это надо иметь мужество.

Но гигантизм предполагает долгий, полный опасностей период роста. Живописный язык очень сложен в освоении, процесс может занять годы, да и вообще всю жизнь. То есть, когда ты уже дорос до размеров диплодока, тебе ничего не страшно — но это только начиная с 10 тонн. Наш уютный арт-мирок можно вообразить в мезозойском смысле: между питательных древовидных коллекционеров бродят редкие ящеры — огромные и неповоротливые, но и неуязвимые при этом, а под ногами у них кишит мелкая живность, включая собственную молодь, с энтузиазмом участвующая в естественном отборе и прокачивающая приспособляемость.

С помощью живописи ведь можно делать сложнейшие высказывания (см. Герхард Рихтер, Сай Твомбли). Кроме того, при выборе живописи (и при соответствующем уровне технического умения, конечно) автоматически отпадают любые обвинения в отсутствии технической мастеровитости — но тут возникают проблемы, связанные с динамикой. Немного довлеющий медиум: если ты уже потратил полжизни на его освоение, потом очень сложно отпрыгнуть в сторону.

Идущие этим путем иногда достигают вершин, по дороге превращаясь в памятник самим себе, и дальше ловят обвинения в повторах.

Не желающие такой судьбы бьются над тем, как придумать «другой проект». Вероятно, поэтому у значительных художников случаются ярко выраженные попытки преодолеть собственную живописность (см. «Русское нигде», последний проект Павла Отдельнова в галерее «Триумф»). Это хорошо умел делать Пикассо; у него уходило всего по два года на создание цельного нового метода.

Но есть еще одно но. Гигантизм — это каждый раз тупиковый путь. Мир, как мы его знаем, активно меняется, и на смену титанам приходят более универсальные и подвижные существа. В переводе на человеческий язык: наш общемировой рынок с миллиардными оборотами — это следствие послевоенной конфигурации политического устройства планеты с долларом в качестве резервной валюты и возрастающей гегемонией США. Такого не было никогда на человеческой памяти. А вот примеры масштабной гибели целых традиций искусства вследствие политических катаклизмов — с исчезновением сопутствующих школ и утратой навыков — были. Например, крушение античного мира или ацтекской империи. Мир обязательно поменяется, он всегда меняется.

Однако рептильный ум не обманешь. Умение рисовать — это как умение играть на скрипочке: всегда пригодится и всегда с тобой. Можно на руинах цивилизации пеплом создавать муралы про охоту. Не исключено, что это поможет выжить в пост­апокалипсисе — в отличие от умения ставить перформансы. Томасу Хиршхорну вот будет окей.

Отказавшись от гигантизма, динозавры приспособились — в виде птиц. Безусловно, стремление выразиться, оставив след, никуда не уйдет, пока живы люди. Но вот рынок искусства, скорее всего, изменится до неузнаваемости в исторически сжатые сроки. Масштабы нынешнего культурного производства и потребления выглядят конструктом новейшего времени. Но и сама привычка воспринимать искусство через голову (и кошелек) — тоже, и ее живучесть — вопрос открытый.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+