18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Древнеримская дорога проходила по дну Венецианской лагуны

Ранее считалось, что Венеция была построена на «пустынном месте», однако гидроакустическое сканирование указывает на наличие более древних построек и поселений, скрытых под водой

В журнале Scientific Reports вышла статья, авторы которой полагают, что под водами Венецианской лагуны могут скрываться остатки римской дороги. При помощи гидроакустической технологии ученым удалось обнаружить археологический материал на дне канала Трепорти, расположенного к востоку от центра Венеции. Их находки могут свидетельствовать о том, что крупные поселения возникли на этой территории на много столетий раньше, чем принято считать.

«Мы полагаем, что обнаружили часть дороги, которая когда-то соединяла южную и северную части Венецианской лагуны и шла от Кьоджи (древней Клодии) в город Альтинум», — говорит Фантина Мадрикардо из ISMAR — Института морских наук в Венеции.

На полученных изображениях удалось идентифицировать 12 отрезков дороги, лежащих на линии протяженностью более чем в километр, тянувшейся, вероятно, вдоль античной береговой полосы. Длина самого крупного из отрезков составляет 52,7 м.

Во времена Древнего Рима уровень воды в Венецианской лагуне был гораздо ниже и значительную часть ее площади составляла суша. Водолазы регулярно находят на дне римские артефакты, в том числе амфоры и объекты, которые идентифицируют как брусчатку. Тем не менее историки долгое время спорили, действительно ли на этой территории располагались постоянные римские поселения за сотни лет до основания Венеции, которое принято относить к V веку.

«Считалось, что Венеция была построена на „пустынном месте“, лишенном каких-либо следов присутствия человека, а находки древнеримской эпохи на дне лагуны и в придонном слое относятся к зданиям, стоявшим на окружающей лагуну суше», — пишут исследователи в статье. Они добавляют, что отчасти проблема связана с тем, что ученые рассматривали лагуну «как отдельную от материка территорию» и в последние десятилетия публиковалась информация лишь о небольшой части находок и раскопок, проведенных там.

Результаты свежего исследования указывают на то, что на землях, ныне занятых Венецианской лагуной, когда-то было множество римских поселений.

Помимо древней дороги, гидроакустическое сканирование позволило обнаружить в канале Трепорти еще четыре объекта. Один из них, площадью 700 кв. м, с круглой башней в центре, вероятно, был портом. Ученые также использовали археологические и геоморфологические данные для реконструкции микроклимата лагуны в древнеримскую эпоху и пришли к выводу, что прибрежная территория была покрыта богатой растительностью и, возможно, даже использовалась для земледелия.

Основываясь на совокупности данных, ученые утверждают, что обнаруженная дорога шла вдоль песчаного побережья лагуны и, вероятно, входила в состав обширной сети римских дорог. Если это действительно так, то она могла быть последним отрезком шедшего с юга пути, соединявшего древнюю Клодию на юге лагуны с Альтинумом на севере.

«Нам известно, что к северу от обследованного участка был обнаружен и раскопан ряд других римских сооружений (в том числе башня и цистерна), но наличие такой инфраструктуры заставляет заново оценить масштабы поселений в регионе», — говорит Мадрикардо.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+