18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Древнеримская дорога проходила по дну Венецианской лагуны

Ранее считалось, что Венеция была построена на «пустынном месте», однако гидроакустическое сканирование указывает на наличие более древних построек и поселений, скрытых под водой

В журнале Scientific Reports вышла статья, авторы которой полагают, что под водами Венецианской лагуны могут скрываться остатки римской дороги. При помощи гидроакустической технологии ученым удалось обнаружить археологический материал на дне канала Трепорти, расположенного к востоку от центра Венеции. Их находки могут свидетельствовать о том, что крупные поселения возникли на этой территории на много столетий раньше, чем принято считать.

«Мы полагаем, что обнаружили часть дороги, которая когда-то соединяла южную и северную части Венецианской лагуны и шла от Кьоджи (древней Клодии) в город Альтинум», — говорит Фантина Мадрикардо из ISMAR — Института морских наук в Венеции.

На полученных изображениях удалось идентифицировать 12 отрезков дороги, лежащих на линии протяженностью более чем в километр, тянувшейся, вероятно, вдоль античной береговой полосы. Длина самого крупного из отрезков составляет 52,7 м.

Во времена Древнего Рима уровень воды в Венецианской лагуне был гораздо ниже и значительную часть ее площади составляла суша. Водолазы регулярно находят на дне римские артефакты, в том числе амфоры и объекты, которые идентифицируют как брусчатку. Тем не менее историки долгое время спорили, действительно ли на этой территории располагались постоянные римские поселения за сотни лет до основания Венеции, которое принято относить к V веку.

«Считалось, что Венеция была построена на „пустынном месте“, лишенном каких-либо следов присутствия человека, а находки древнеримской эпохи на дне лагуны и в придонном слое относятся к зданиям, стоявшим на окружающей лагуну суше», — пишут исследователи в статье. Они добавляют, что отчасти проблема связана с тем, что ученые рассматривали лагуну «как отдельную от материка территорию» и в последние десятилетия публиковалась информация лишь о небольшой части находок и раскопок, проведенных там.

Результаты свежего исследования указывают на то, что на землях, ныне занятых Венецианской лагуной, когда-то было множество римских поселений.

Помимо древней дороги, гидроакустическое сканирование позволило обнаружить в канале Трепорти еще четыре объекта. Один из них, площадью 700 кв. м, с круглой башней в центре, вероятно, был портом. Ученые также использовали археологические и геоморфологические данные для реконструкции микроклимата лагуны в древнеримскую эпоху и пришли к выводу, что прибрежная территория была покрыта богатой растительностью и, возможно, даже использовалась для земледелия.

Основываясь на совокупности данных, ученые утверждают, что обнаруженная дорога шла вдоль песчаного побережья лагуны и, вероятно, входила в состав обширной сети римских дорог. Если это действительно так, то она могла быть последним отрезком шедшего с юга пути, соединявшего древнюю Клодию на юге лагуны с Альтинумом на севере.

«Нам известно, что к северу от обследованного участка был обнаружен и раскопан ряд других римских сооружений (в том числе башня и цистерна), но наличие такой инфраструктуры заставляет заново оценить масштабы поселений в регионе», — говорит Мадрикардо.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+