18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Обои как искусство: вновь открыт особняк с оригинальными работами Уильяма Морриса

После долгого локдауна снова открылся дом-музей гравера и книгопечатника викторианской эпохи Эмери Уокера, стены в котором декорированы обоями по дизайну его друга Уильяма Морриса

Горстка посетителей, заранее купивших билеты онлайн (на сеанс допускается по четыре человека), блуждает по комнатам дома Эмери Уокера в полумраке. Передвигаться нужно осторожно, ведь каждый уголок этого особняка буквально забит сокровищами. Повсюду мебель, ткани, керамика, картины и книги, а жемчужина коллекции — огромное количество напечатанных вручную обоев по рисункам прерафаэлита Уильяма Морриса на стенах. Осмотр уникальной коллекции начинается прямо с порога: за входной дверью на полу еще сохранился единственный кусок линолеума викторианской эпохи.

Хозяин особняка Эмери Уокер (1851–1933) был сыном каретного мастера. Юноша бросил школу в 13 лет; за свою жизнь он побывал набойщиком, дизайнером шрифтов, фотографом, антикваром, был социалистом, членом-основателем Гильдии работников искусства и страстным коллекционером. Джордж Бернард Шоу называл его «почти предосудительным, но обходительным малым». Архитектор Филип Уэбб, один из основателей движения «Искусства и ремесла», прозвал Уокера «вселенским самаритянином» и оставил ему почти все свое имущество, включая уникальную мебель, которая до сих пор хранится в особняке. Моррис, живший от него в десяти минутах ходьбы, говорил, что «без Уокера день, считай, потерян», — они дружили и виделись ежедневно на протяжении многих лет.

Их дочери Мэй Моррис и Дороти Уокер тоже поладили и соседствовали больше трех десятилетий. Мэй дарила подруге подарки — именно она отдала ей балдахин с кровати Морриса. Но и среди такого богатства (согласно последней описи перед недавно прошедшей реновацией, здесь более 6 тыс. предметов) более всего ценны обои, узор которых по-прежнему воспроизводится на современных обоях и текстиле.

Около лестницы стены оклеены знаковым для Морриса узором Willow Bough 1887 года, представляющим собой переплетение листьев ивы, а в столовой — Willow 1874 года с голубоватым, близким к геометрическому узором. В одной комнате сохранились очень дорогие и редкие обои Wallflower 1890 года, созданные дизайнером на заказ для парижского особняка Эрла Литтона, сын которого подарил Уокеру остатки рулонов.

Сам Уильям Моррис часто повторял: «Что бы у вас ни было в комнатах, думайте в первую очередь о стенах!» В идеале, говорил он, их должны покрывать фрески или ткань ручной работы, но в итоге сам дизайнер обратился к бумажным печатным обоям как практичной и более доступной альтернативе. Хотя их трехцветные узоры и печатались вручную с деревянных досок, такие обои стоили менее десяти шиллингов за рулон, что было вполне доступно среднему классу.

Эффект многослойного рисунка и насыщенного цвета очаровывает большинство посетителей музея, и они скупают современные репродукции. Хотя, возможно, кое-кто после такого буйства красок уходит домой с желанием выкрасить все стены и пол в один цвет.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+