18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обои как искусство: вновь открыт особняк с оригинальными работами Уильяма Морриса

После долгого локдауна снова открылся дом-музей гравера и книгопечатника викторианской эпохи Эмери Уокера, стены в котором декорированы обоями по дизайну его друга Уильяма Морриса

Горстка посетителей, заранее купивших билеты онлайн (на сеанс допускается по четыре человека), блуждает по комнатам дома Эмери Уокера в полумраке. Передвигаться нужно осторожно, ведь каждый уголок этого особняка буквально забит сокровищами. Повсюду мебель, ткани, керамика, картины и книги, а жемчужина коллекции — огромное количество напечатанных вручную обоев по рисункам прерафаэлита Уильяма Морриса на стенах. Осмотр уникальной коллекции начинается прямо с порога: за входной дверью на полу еще сохранился единственный кусок линолеума викторианской эпохи.

Хозяин особняка Эмери Уокер (1851–1933) был сыном каретного мастера. Юноша бросил школу в 13 лет; за свою жизнь он побывал набойщиком, дизайнером шрифтов, фотографом, антикваром, был социалистом, членом-основателем Гильдии работников искусства и страстным коллекционером. Джордж Бернард Шоу называл его «почти предосудительным, но обходительным малым». Архитектор Филип Уэбб, один из основателей движения «Искусства и ремесла», прозвал Уокера «вселенским самаритянином» и оставил ему почти все свое имущество, включая уникальную мебель, которая до сих пор хранится в особняке. Моррис, живший от него в десяти минутах ходьбы, говорил, что «без Уокера день, считай, потерян», — они дружили и виделись ежедневно на протяжении многих лет.

Их дочери Мэй Моррис и Дороти Уокер тоже поладили и соседствовали больше трех десятилетий. Мэй дарила подруге подарки — именно она отдала ей балдахин с кровати Морриса. Но и среди такого богатства (согласно последней описи перед недавно прошедшей реновацией, здесь более 6 тыс. предметов) более всего ценны обои, узор которых по-прежнему воспроизводится на современных обоях и текстиле.

Около лестницы стены оклеены знаковым для Морриса узором Willow Bough 1887 года, представляющим собой переплетение листьев ивы, а в столовой — Willow 1874 года с голубоватым, близким к геометрическому узором. В одной комнате сохранились очень дорогие и редкие обои Wallflower 1890 года, созданные дизайнером на заказ для парижского особняка Эрла Литтона, сын которого подарил Уокеру остатки рулонов.

Сам Уильям Моррис часто повторял: «Что бы у вас ни было в комнатах, думайте в первую очередь о стенах!» В идеале, говорил он, их должны покрывать фрески или ткань ручной работы, но в итоге сам дизайнер обратился к бумажным печатным обоям как практичной и более доступной альтернативе. Хотя их трехцветные узоры и печатались вручную с деревянных досок, такие обои стоили менее десяти шиллингов за рулон, что было вполне доступно среднему классу.

Эффект многослойного рисунка и насыщенного цвета очаровывает большинство посетителей музея, и они скупают современные репродукции. Хотя, возможно, кое-кто после такого буйства красок уходит домой с желанием выкрасить все стены и пол в один цвет.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+