18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Иванове показали метафизическую изнанку ткани

№92
Материал из газеты

Выставка «Светлый путь» в музейно-выставочном центре, открывшаяся в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда», предлагает поразмышлять о сакральной роли ткани в нашей жизни

Ключевым событием фестиваля «Первая фабрика авангарда», который прошел в Иванове в мае, стало открытие выставки «Светлый путь», разместившейся в Музейно-выставочном центре. Темой фестиваля организаторы ожидаемо выбрали «Ткань/Texture» (все-таки проходит он в Иванове, «ситцевой столице России»). Речь здесь о ткани в самом широком смысле слова — не только о ее бытовой и декоративной функции, но и о метафизических свойствах.

Название выставки перекликается с советской кинокомедией «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли. Фильм рассказывает о неграмотной, но очень трудолюбивой деревенской девушке, устроившейся на ткацкую фабрику, прошедшей путь от уборщицы до ткачихи и получившей за свои труды орден. И один из вопросов, которым задаются организаторы выставки: возможен ли подобный «светлый путь» сегодня?

Одновременно проект — уверенная попытка показать, что Иваново — это не только ситец с цветами и «огурцами», но и нечто выходящее за пределы физической материи. Зрителю предлагают поразмышлять о мифологии ткани и о том, как она влияет на жизнь. Арт-директор фестиваля и куратор выставки Сергей Соловьев отобрал для экспозиции работы полутора десятков художников из разных городов России, которые работают с тканью как объектом, выводя ее за рамки бытовых и декоративных функций.

«Здесь получает воплощение своего рода метафизика материи — от „нити жизни“ (перформанс „Путешествие с белой нитью“ Андрея Кузькина) и „второй кожи“ (в объектах Леонида Тишкова) до ландшафтных инсталляций („Лес“ Натальи Цветковой)», — говорит Сергей Соловьев. Среди других художников, переосмысляющих в произведениях роль материи, — Владимир Анзельм, Мария Арендт, Вера Колганова, Светлана Кузьмичева.

Отдельной частью проекта стала выставка Анны Тагути «Крест и молот» — размышление о ткани как о чем-то сакральном, носящем знаки и символы цивилизации. В своих шелкографиях художница совмещает знаки и символы агитационных ситцев 1920–1930-х годов и коптских тканей раннехристианской эпохи.

Музейно-выставочный центр, Иваново
«Светлый путь»
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+