18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От рефлексов — к рефлексиям

№93
Материал из газеты

Петербургский Техно-арт-центр совместно с НИИ физиологии имени Ивана Павлова реализует новый художественный проект, способный перерасти в постоянную музейную экспозицию

Проект «Школа Павлова» — продолжение интервенции современного искусства на территорию легендарного Института физиологии им. И.П.Павлова в поселке Колтуши под Петербургом. Первая часть этой интервенции состоялась почти два года назад: осенью 2019-го на первом этаже здания Старой лаборатории открылась экспозиция «Новая антропология». Теперь «Школа Павлова» заняла второй этаж, и весь исторический корпус научного института превратился в единое музейное пространство.

Второй этаж Старой лаборатории НИИ физиологии — место, знаменитое на весь мир. Именно здесь Иван Петрович Павлов (1849–1936), первый лауреат Нобелевской премии из России, жил и работал в 1920–1930-е годы. Позже тут находились небольшой музей и служебные помещения. Участники проекта «Школа Павлова» продлили экспозицию на весь этаж, чтобы показать средствами современного искусства, как наука продолжала развиваться в институте на протяжении всего XX века.

По словам Ирины Актугановой, куратора проекта и учредителя Техно-арт-центра, помимо рассказа о научных достижениях, авторы хотели поведать и о том специфическом образе жизни, который вели здесь ученые. «И конечно, нам важно было выстроить баланс между художественной выразительностью и научной достоверностью, — сообщила Актуганова корреспонденту The Art Newspaper Russia, — недаром мы и музей определили как научно-художественный». По замыслу авторов музейные площади второго этажа сохранились почти в полной неприкосновенности. Остальные пространства были сделаны с нуля.

Веранду, где Иван Петрович Павлов любил проводить время и где осталось немало подлинных мемориальных предметов, петербургская художница Людмила Белова использовала под проект «Рефлексия веранды». Взяв за основу известные документальные съемки 1930-х годов, запечатлевшие семейный обед Павловых, она словно возвращает его участников на веранду. Здесь звучат и прямая речь академика, и рассказ Михаила Нестерова о том, как он писал портрет ученого в Колтушах в 1935 году (за него художник в 1941-м получил Сталинскую премию). Специально для этого проекта Людмила Белова сделала особую посуду, на которую нанесены цитаты из речей и трудов физиолога, воспоминания о нем современников.

Справка

Научный поселок в Колтушах

В 1923 году по инициативе академика Ивана Павлова в поселке Колтуши под Ленинградом были созданы питомник и небольшое подсобное хозяйство для содержания животных, которых Институт физиологии использовал в своих опытах. В 1926 году в Колтушах появилась биостанция, затем первый в СССР научный городок. В 1927 году Павлов пригласил туда архитектора Иннокентия Безпалова, по проекту которого в 1933 году в стиле конструктивизма было построено здание лаборатории, позднее получившей название Старой. Именно здесь была оборудована знаменитая «камера молчания», где проводились ставшие всемирно известными эксперименты по изучению условных рефлексов. В 1949 году, к 100-летию со дня рождения Павлова, по инициативе академика Леона Орбели был открыт Музей-кабинет И.П.Павлова.

Еще…

Кабинет Ивана Павлова Марина Алексеева превратила в своеобразную трибуну, использовав документальные записи с выступлениями ученого. Гостиная силами Игоря Поцукайло и Дмитрия Бойко преобразована в некое подобие машины времени: звуки винтажной радиолы «Латвия» и специальная подсветка перемещают посетителей в прошлое. В комнате, примыкающей к гостиной, Сергей Денисов создал «Ризому павловской науки», которая демонстрирует, как из идей ученого выросла вся российская физиологическая наука. В ванной комнате звучит опера-инсталляция на тему Павловской сессии 1950 года, с которой началась идеологическая кампания против генетики и физиологии. Дмитрий Шубин и его «Галерея экспериментального звука (ГЭЗ-21)/Музей звука» совместно с хором «Оркестра импровизации» написали оперу, исполнение которой изображают персонажи, вылепленные скульптором Павлом Игнатьевым.

В легендарной бесшумной камере, где проводились опыты на собаках, экспонированы дневники ведения этих опытов в сопровождении саунд-инсталляции Дмитрия Шубина, а также проект Павла Арсеньева, посвященный рефлексологии русского стиха. Театрально-драматическая композиция Дарьи Розиной основана на работах академика Александра Уголева, открывшего мембранное пищеварение. А идеи другого академика, Петра Анохина, в чем-то предвосхитившего кибернетику Норберта Винера, вдохновили группу «Куда бегут собаки» на инсталляцию «Архейская фабрика памяти». По институтскому парку можно прокатиться на велосипеде с аудиоэкскурсией Ольги Егоровой. Среди деревьев здесь обнаружится биоморфная скульптура «Павловское вещество» работы московских авторов Елены и Дмитрия Каварга.

«Проект „Школа Павлова“ — это фактически готовая постоянная экспозиция, — говорит Ирина Актуганова. — Рассчитываем на продолжение сотрудничества с институтом, тем более что с этого года мы открыли там свою резиденцию — Лабораторию технологического искусства. Группе художников „Куда бегут собаки“ выделили там помещение, и мы надеемся, что на базе этой лаборатории будут создаваться новые работы». 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+