Канны-2021: стендап, опера, апокалиптический пейзаж и бетон

Кадр из фильма «Аннетт» Леоса Каракса. Фото: CG Cinéma International
Кадр из фильма «Аннетт» Леоса Каракса.
Фото: CG Cinéma International

Кино привыкло пожирать другие искусства и использовать для собственного языка чужие приемы. Несколько фильмов Каннского кинофестиваля были посвящены опере, стендапу, видеоарту и живописи

Во Франции завершился Международный Каннский кинофестиваль, пожалуй, самый престижный в мире смотр киноискусства. Жюри основного конкурса возглавил американский режиссер Спайк Ли; фильмом открытия стала музыкальная лента «Аннетт» французского режиссера Леоса Каракса.

Перформативное искусство: «Аннетт»

«Аннетт» — мюзикл Леоса Каракса по сценарию братьев Рона и Рассела Мейлов (музыкальная группа Sparks). Генри (Адам Драйвер) и Энн (Марион Котийяр) любят друг друга. Он стендап-комик — убивает людей юмором, а она оперная певица — умирает на сцене.

С начала карьеры Каракс снимал подчеркнуто искусственное кино, в «Аннетт» он сразу идет против притворства мюзикла, пытающегося создать иллюзию реальной жизни. Поэтому «Аннетт» начинается с композиции “So Shall We Start?” («Можем ли мы начать?»), обращенной к опаздывающему в зал зрителю. В первых кадрах в студии поет госпел-хор, потом актеры Драйвер и Котийяр вместе с режиссером и братьями Мейл выходят на улицу и идут к месту начала фильма. Подобное вступление не только высмеивает условности жанра, но и показывает важность фигуры автора. «Аннетт» — о личной трагедии Леоса Каракса, его попытка пережить смерть жены Екатерины Голубевой.

Кадр из фильма «Титан» Жулии Дюкурно, получившего «Золотую пальмовую ветвь». Фото: Carole Bethuel
Кадр из фильма «Титан» Жулии Дюкурно, получившего «Золотую пальмовую ветвь».
Фото: Carole Bethuel
Награды

Лауреаты 74-го Каннского кинофестиваля

«Золотую пальмовую ветвь» получил триллер Жулии Дюкурно «Титан». Второй по значимости награды, Гран-при, были удостоены работа иранца Асгара Фархади «Герой» и лента финского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть», которую снимали в России с русским актером Юрием Борисовым. Лучшим режиссером смотра стал Леос Каракс, представивший мюзикл «Аннетт». Награды в актерских номинациях получили Калеб Лэндри Джонс и Ренате Рейнсве, исполнившие роли в фильмах «Нитрам» и «Худший человек на свете». Фильм российского режиссера Киры Коваленко «Разжимая кулаки» отмечен Гран-при конкурса «Особый взгляд». Лента российского режиссера Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», представленная в основном конкурсе фестиваля, удостоена независимой премии за технические достижения (ее вручили оператору фильма Владиславу Опельянцу).

Еще…

«Аннетт» — это история Генри, уставшего от собственной работы. Его шоу «Обезьяна бога» (Ape of God) зрители уже знают наизусть, потому комику только и остается, что шутить об усталости от профессии. Энн, наоборот, счастливо выступает на сцене, ее популярность лишь растет. На первый взгляд, все хорошо, но Энн чувствует, что что-то не так. Леос Каракс показывает различную природу двух сценических искусств: жизнь юмора кратка, поэтому, каждый раз произнося шутку, Генри убивает ее — Энн же своим пением воскрешает шедевры прошлого.

Генри заражается «смертью», когда видит гибель Энн на сцене, и придумывает выступление с шутками о смерти жены, которую он убил смехом. Это уничтожает карьеру стендапера — так Каракс показывает, что смешивать трагическое и комическое недопустимо и опасно, смешное должно оставаться смешным. Незадолго до гибели Энн рожает дочку Аннетт, которая оказывается куклой. Кукла — образ человека, пустой сосуд, Генри наполняет его печалью из-за смерти любимой. Биографическая картина «Аннетт» кончается композицией “Sympathy to the Abyss” («Влюбленность в бездну»), передающей тьму, окутывающую героя ближе к финалу. В мире Леоса Каракса нет бога, который смог бы помочь Генри, умеющему только убивать. Поэтому уже второй фильм подряд после «Корпорации „Святые моторы“» герой Леоса Каракса остается один на один со скорбью.

Режиссер Апичатпонг Вирасетакун. Фото: Festival de Cannes 2021
Режиссер Апичатпонг Вирасетакун.
Фото: Festival de Cannes 2021

Видеоарт: «Ночные колонии»

С 2020 года и до сих пор режиссеры по всему миру пытаются осознать тему пандемии. Один из вариантов репрезентации — драма или комедия о жизни в замкнутом пространстве с жизнеутверждающим финалом. Лауреат Каннского кинофестиваля Апичатпонг Вирасетакун принял участие в альманахе «Год нескончаемого шторма» (The Year of the Everlasting Storm) и показал 15-минутный видеоарт «Ночные колонии» без человека в кадре. Вместо присутствия он выбрал отсутствие, знакомое многим по бесчисленным карантинным фотографиям пустых улиц различных городов. На протяжении всей карьеры Вирасетакун развивает тему связи времен, у него будущее и прошлое сосуществуют в настоящем, а духи и боги могут являться в наш мир. В короткометражном фильме он показывает белую двуспальную кровать, на улице ночь, идет ливень, над постелью горят пять белых люминесцентных ламп, привлекающих отовсюду насекомых. Они летают, ползают по мятому белью, откладывают личинки и едят друг друга.

Издатель The Art Newspaper, основатель The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инна Баженова. Фото: Erlend Štaub
Члены жюри этого года: актриса и режиссер Мати Диоп, актеры Тахар Рахим, Мэгги Джилленхол, председатель жюри — режиссер Спайк Ли, певица и актриса Милен Фармер. Фото: EPA/SEBASTIEN NOGIER/ТАСС
Продюсер Илья Стюарт, актеры Юрий Борисов, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Чулпан Хаматова на премьере фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Фото: EPA/Ian Langsdon/ТАСС
Актер Тимоти Шаламе, режиссер Уэс Андерсон, актеры Тильда Суинтон и Билл Мюррей. Фото: EPA/Ian Langsdon/ТАСС
Издатель The Art Newspaper, основатель The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инна Баженова и Дмитрий Саморуков. Фото: Erlend Štaub
В центре — режиссер Жулия Дюкурно, получившая «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Титан». Слева — актер Венсан Линдон, справа — актриса Агата Руссель. Фото: Vianney Le Caer/Invision/AP/ТАСС
Режиссер Апичатпонг Вирасетакун, актеры Элькин Диас, Тильда Суинтон, Жанна Балибар. Фото: AP Photo/Vadim Ghirda/ТАСС
Продюсер Илья Стюарт и актер Юрий Борисов на премьере фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Фото: EPA/Ian Langsdon/ТАСС
Издатель The Art Newspaper, основатель The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инна Баженова с сыном Федором. Фото: Getty Images
Издатель The Art Newspaper, основатель The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инна Баженова.
Фото: Erlend Štaub
Члены жюри этого года: актриса и режиссер Мати Диоп, актеры Тахар Рахим, Мэгги Джилленхол, председатель жюри — режиссер Спайк Ли, певица и актриса Милен Фармер.
Фото: EPA/SEBASTIEN NOGIER/ТАСС
Продюсер Илья Стюарт, актеры Юрий Борисов, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Чулпан Хаматова на премьере фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе».
Фото: EPA/Ian Langsdon/ТАСС
Актер Тимоти Шаламе, режиссер Уэс Андерсон, актеры Тильда Суинтон и Билл Мюррей.
Фото: EPA/Ian Langsdon/ТАСС
Издатель The Art Newspaper, основатель The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инна Баженова и Дмитрий Саморуков.
Фото: Erlend Štaub
В центре — режиссер Жулия Дюкурно, получившая «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Титан». Слева — актер Венсан Линдон, справа — актриса Агата Руссель.
Фото: Vianney Le Caer/Invision/AP/ТАСС
Режиссер Апичатпонг Вирасетакун, актеры Элькин Диас, Тильда Суинтон, Жанна Балибар.
Фото: AP Photo/Vadim Ghirda/ТАСС
Продюсер Илья Стюарт и актер Юрий Борисов на премьере фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе».
Фото: EPA/Ian Langsdon/ТАСС
Издатель The Art Newspaper, основатель The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL Инна Баженова с сыном Федором.
Фото: Getty Images

Вирасетакун снял vanitas в современном понимании. Режиссер создает образ произошедшего апокалипсиса через мятое постельное белье, которое человек даже не успел за собой заправить. Вместо цветов, фруктов и других предметов автор показывает черно-белые фотографии-портреты на стенах. Европейская теория искусства мыслит фотографию символом смерти, ушедшим моментом, но Апичатпонг Вирасетакун — дзен-буддист, в его фильмах письма из будущего появляются в настоящем («Благословенно Ваш»), богиня рассказывает о дворце, разрушенном много веков назад («Кладбище великолепия»). Его человек не умер, но куда-то исчез, от него в мире остались следы.

Он показывает судьбу человека во время пандемии через роящихся насекомых. Ливень на улице — это коронавирус, а белая кровать — квартира или дом. Жуки, мухи, пауки, богомолы встраиваются в единый процесс рождения и смерти, который прерывается включением ламп. Всех, кроме одной — так режиссер оставляет надежду на жизнь. Солнце рано или поздно взойдет.

Кадр из фильма «Французский вестник». Фото: Twentieth Century Fox Film Corporation
Кадр из фильма «Французский вестник».
Фото: Twentieth Century Fox Film Corporation

Живопись: «Бетонные шедевры»

Ни один из фильмов конкурсной программы не размышлял над будущим современного станкового искусства, кроме работы Уэса Андерсона «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас Ивнинг Сан“». Первая новелла в ней, «Бетонные шедевры», вдохновлена историей торговца искусством барона Джозефа Дювина, ставшего прототипом Жюльена Кадацио (Эдриен Броуди). Он попадает в тюрьму и знакомится с художником Моисеем Розенталером (Бенисио дель Торо), получившим срок за серию убийств. Жюльен находит произведения Моисея гениальными, выкупает все его картины и заказывает выставочный проект. Мысль Андерсона проста: он язвительно изображает арт-рынок тюрьмой, где муза художника — охранница Симон (Леа Сейду) — готова посадить заключенного на электрический стул, если тот не выполнит заказ. Желчь режиссера направлена и в сторону коллекционеров: они согласны лететь на самолете в другие страны, давать многотысячные взятки, чтобы первыми урвать будущие шедевры. Из всей цепочки автор явно симпатизирует Моисею, искренне видит его живопись в стиле абстрактного экспрессионизма стоящей внимания — почти вся новелла снята в ч/б, и только кадры с картинами цветные.

Финал — битва художника и дилера. Моисей создал фрески на стене тюрьмы, что приводит в ужас Жюльена. Но сила денег велика, поэтому богатая коллекционерша вывозит стену на личном самолете — так Андерсон намекает на многочисленные скандалы с произведениями Бэнкси, чьи работы коллекционеры забирают, вырезая стены в разных частях мира. Вместо четкого заключения режиссер оставляет чувство меланхолии: о произведениях Моисея теперь читает лекции Дж.К.Л.Беренсен (Тильда Суинтон), а его работы выставлены в одной из лучших галерей мира где-то в Америке. Серые стены тюрьмы сменились белыми стенами, искусство Моисея умерло, так как было живо только рядом с Симон, чьим нагим телом он вдохновлялся.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+