18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Манипулятор смыслами

Патриарх американского концептуализма Джон Балдессари приезжает в Москву показать себя и поговорить с Ильей Кабаковым.

Загадочное уравнение 1+1=1 в названии выставки в Центре современной культуры «Гараж» (кураторы Кейт Фаул и Ханс Ульрих Обрист), отсылает нас к основной теме Джона Балдессари, сделавшей его знаменитым, — сталкиванию в одной работе двух разных визуальных образов, часто и с использованием текста. С середины 1960-х он начал воспроизводить фотографии, фрагменты из голливудских фильмов и рекламных роликов, снабжая их подписями, не имеющими никакого отношения к изображению. Таким образом Балдессари как бы предлагал зрителю убедиться в том, насколько радикально меняется смысл картинки от сопровождающего его текста. Дальше, в 1980-е, он стал еще и заклеивать лица и части тел своих героев цветными кружочками — какая, действительно, разница, кто там изображен?. Впрочем, даже ценность собственного творчества он поставил под сомнение: собрал и сжег свои картины, созданные с 1953 по 1966 годы, из пепла испек печенье и сложил в урну, снабдив ее бронзовой табличкой с «датами жизни и смерти» и рецептом печенья (The Cremation Project, 1970).

В те же 1980-е Балдессари занялся комбинированием в рамках одной работы произведений разных художников: брал фрагмент картины и дублировал его в сопоставлении с другим изображением. Так, с легкой руки Бальдессари сошлись Фернан Леже и Макс Эрнст, Анри Матисс и Энди Уорхол. Сами того не ведая, новую жизнь обрели также Шарден, Де Кирико, Курбе, Жак-Луи Давид, Гоген, Малевич, Мане, Дюшан. Иногда коварный экспериментатор оставляет на откуп нашей эрудиции имя второго из цитируемых художников.

На выставке в Москве будут работы последних двух лет из четырех взаимосвязанных циклов «двойных» серий Балдессари, впервые представленые вместе. Так что теперь каждый при желании сможет не только убедиться в том, что Балдессари «больше не делает скучное искусство» (так называлась одна из его самых известных работ 1971 года), но и оценить результат. «Конечно, может получится чудовище Франкенштейна, но иногда возникает третий смысл. Этот процесс меня захватывает», — говорит художник. Помимо выставки, «Гараж» приготовил еще и встречу двух мэтров концептуализма: 18 сентября в Центральном доме художника состоится публичная беседа Джона Балдессари и Ильи Кабакова. А еще обещают новое произведение Балдессари, созданное специально к выставке, которое предстанет на рекламном щите в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+