Барбара Хэпуорт . Женщина-классик берет окончательный реванш

№35, июль-август 2015
№35
Материал из газеты

Ретроспектива в Тейт Бритен помещает ее в пантеон искусства ХХ века

Барбара Хэпуорт. Два диска друг за другом. 1935
Барбара Хэпуорт. Два диска друг за другом. 1935

То, что последним кураторским проектом Пенелопы Кертис на посту директора Тейт Бритен стала ретроспектива Барбары Хэпуорт, закономерно. Кертис, сокуратор выставки (вместе с главным куратором Тейт Крисом Стэфенсом), пришла в Тейт Бритен в 2009 году из Института Генри Мура в Лидсе. Свою любовь к британской скульптуре ХХ века она воплотила в ряде крупных проектов, включая ретроспективу Генри Мура в 2010 году. «Выставка Барбары Хэпуорт в Тейт своевременна», — говорит дилер скульптора Роберт Брауман.

Переоценка ее наследия и интерес к нему широкой публики произошли уже до выставки в Тейт. Когда в 2011 году в Уэйкфилде (родном городе скульптора) открылась галерея Хэпуорт, основатели прогнозировали, что ее ежегодно будет посещать примерно 150 тыс. человек. Этот рекорд был побит в первые же пять недель. Интерес к наследию Барбары Хэпуорт подтвердили и торги аукционных домов. На Christie’s в июне 2014 года предварительно поставленная ценовая планка в £2,4 млн взлетела в итоге до £4,2 млн за Фигуру в пейзаже (1960) с фирменным для ее биоморфных абстрактных композиций сквозным отверстием. «Сформировался сильный рынок вокруг ее знаковых работ», — говорит Бауман.

Однако в то время как специалисты рынка отмечают растущий международный интерес к работам Хэпуорт, выставка в Тейт Бритен ставит своей целью напомнить о ее роли и значении в искусстве ХХ века. «Люди забывают, что она была крупной международной звездой», — говорит Крис Стэфенс. Хэпуорт высоко ценили в Южной Америке и Японии, например. В 1959 году ей присудили Гран-при V Биеннале в Сан-Паулу, а в 1963-м — премию МИДа Японии на VII Биеннале в Токио. Одна из причин, по которой замечательный скульптор, достойный того, чтобы занять место рядом с Муром, Джакометти, Колдером в пантеоне скульптуры первой половины ХХ века, не обрел все-таки должной славы, как ни странно, гендерная. Хэпуорт осталась в тени славы Мура и своего второго мужа Бена Николсона, не только живописца, но, как и она, скульптора-абстракциониста. Чтобы подтвердить новаторство Хэпуорт и то, что ее эксперименты были созвучны времени, один из разделов выставки посвящен параллелям между творчеством британского скульптора и абстрактными направлениями континентальной Европы, такими как, например, Abstraction-Création, сформировавшееся в Париже в 1931 году благодаря в том числе Василию Кандинскому и Питу Мондриану. Скульптуры Хэпуорт 1930-х годов выставлены рядом с работами ее европейских современников. Завершается выставка тоже международной нотой — частичной реконструкцией ее ретроспективы 1965 года в Музее Крёллер-Мюллер в Оттерло в Нидерландах, куда, к слову, экспозиция приедет в ноябре следующего года.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+