18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Барбара Хэпуорт . Женщина-классик берет окончательный реванш

№35
Материал из газеты

Ретроспектива в Тейт Бритен помещает ее в пантеон искусства ХХ века

То, что последним кураторским проектом Пенелопы Кертис на посту директора Тейт Бритен стала ретроспектива Барбары Хэпуорт, закономерно. Кертис, сокуратор выставки (вместе с главным куратором Тейт Крисом Стэфенсом), пришла в Тейт Бритен в 2009 году из Института Генри Мура в Лидсе. Свою любовь к британской скульптуре ХХ века она воплотила в ряде крупных проектов, включая ретроспективу Генри Мура в 2010 году. «Выставка Барбары Хэпуорт в Тейт своевременна», — говорит дилер скульптора Роберт Брауман.

Переоценка ее наследия и интерес к нему широкой публики произошли уже до выставки в Тейт. Когда в 2011 году в Уэйкфилде (родном городе скульптора) открылась галерея Хэпуорт, основатели прогнозировали, что ее ежегодно будет посещать примерно 150 тыс. человек. Этот рекорд был побит в первые же пять недель. Интерес к наследию Барбары Хэпуорт подтвердили и торги аукционных домов. На Christie’s в июне 2014 года предварительно поставленная ценовая планка в £2,4 млн взлетела в итоге до £4,2 млн за Фигуру в пейзаже (1960) с фирменным для ее биоморфных абстрактных композиций сквозным отверстием. «Сформировался сильный рынок вокруг ее знаковых работ», — говорит Бауман.

Однако в то время как специалисты рынка отмечают растущий международный интерес к работам Хэпуорт, выставка в Тейт Бритен ставит своей целью напомнить о ее роли и значении в искусстве ХХ века. «Люди забывают, что она была крупной международной звездой», — говорит Крис Стэфенс. Хэпуорт высоко ценили в Южной Америке и Японии, например. В 1959 году ей присудили Гран-при V Биеннале в Сан-Паулу, а в 1963-м — премию МИДа Японии на VII Биеннале в Токио. Одна из причин, по которой замечательный скульптор, достойный того, чтобы занять место рядом с Муром, Джакометти, Колдером в пантеоне скульптуры первой половины ХХ века, не обрел все-таки должной славы, как ни странно, гендерная. Хэпуорт осталась в тени славы Мура и своего второго мужа Бена Николсона, не только живописца, но, как и она, скульптора-абстракциониста. Чтобы подтвердить новаторство Хэпуорт и то, что ее эксперименты были созвучны времени, один из разделов выставки посвящен параллелям между творчеством британского скульптора и абстрактными направлениями континентальной Европы, такими как, например, Abstraction-Création, сформировавшееся в Париже в 1931 году благодаря в том числе Василию Кандинскому и Питу Мондриану. Скульптуры Хэпуорт 1930-х годов выставлены рядом с работами ее европейских современников. Завершается выставка тоже международной нотой — частичной реконструкцией ее ретроспективы 1965 года в Музее Крёллер-Мюллер в Оттерло в Нидерландах, куда, к слову, экспозиция приедет в ноябре следующего года.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+