18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Муза Леонардо выезжает из Лувра, но не раскрывает своих секретов

№35
Материал из газеты

Истончение лакового слоя сделало черты «Прекрасной Ферроньеры» лучше видимыми

Весьма уместно, что первый выезд недавно отреставрированной Прекрасной Ферроньеры Леонардо да Винчи случился именно в тот город, где она была написана пять столетий назад. Картина, находящаяся в коллекции парижского Лувра, вернулась в Милан ради выставки Леонардо, 1452–1519 в Королевском дворце (до 19 июля). Время проведения итальянской ретроспективы было выбрано так, чтобы она хронологически сов­пала со Всемирной выставкой в Милане (1 мая — 31 октября). Картина также должна будет отправиться в Объединенные Арабские Эмираты на открытие Лувра в Абу-Даби в 2016 году.

Тонкие черты модели и значительная часть нежного цвета ее лица были восстановлены благодаря работе реставраторов из Центра исследований и реставрации музеев Франции. Они истончили лак на полотне, толщина которого составляла от 40 до 60 микронов и практически равнялась красочным слоям.

Но части своих секретов Прекрасная Ферроньера, озадачивающая искусствоведов до такой степени, что периодически под сомнение ставилось даже авторство Леонардо, так и не выдала: никто не знает, когда это произведение попало в королевскую коллекцию, по-прежнему нет уверенности и в установлении личности модели. Название не дает ответа на последний вопрос. Когда-то считалось, что изображенная на полотне — мадам Ле Феррон, любовница короля Франциска I; по другой теории, это Анна Болейн. Венсан Дельеван, куратор, отвечающий в Лувре за итальянскую живопись XVI века, говорит, что это полотно может быть портретом Чечилии Галлерани, любовницы Лодовико Сфорца, герцога Миланского, или его супруги Беатриче д’Эсте, «хотя ничто не может подтвердить ни одну из этих гипотез».

Исследование показало, что произведение действительно было создано в Милане в 1490-х годах. Доска толщиной 8 мм сделана из орехового дерева, которое Леонардо использовал во время своего пребывания в городе. Однако эксперты исключили возможность того, что она была вырезана из того же бруса, что и доска, на которой Леонардо написал Даму с горностаем (около 1489–1490), сейчас находящуюся в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове и известную как портрет Чечилии Галлерани. «При помощи рентгенографического анализа нам удалось доказать, что две эти доски определенно не относятся к одному древесному массиву», — говорит исследовательница Элизабет Раво.

Что необычно, доска оказалась покрыта не гипсовой грунтовкой, а грунтовкой из свинцовых белил. Сходная основа была обнаружена на портрете Галлерани и на Моне Лизе. Розоватый оттенок на нижней челюсти и шее модели по-прежнему виден, а ее лицо все еще покрыто желтым лаком, хотя слой последнего был сильно уменьшен.

«Мы сделали пробы осветления лака, и научный комитет выбрал промежуточный вариант», — говорит реставратор Аньес Мальпель. Во Франции за работами пристально следит горстка пуристов, и французские реставраторы особенно уважительно относятся к истории произведения, в том числе к ошибкам. Будет полезно учитывать этот подход, когда придет очередь очищать Мону Лизу. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+