18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж с Алексеем Тархановым: искусство без изящества

Административный скандал между искусствоведами — дело редкое, особенно в современной Франции. Тем большее внимание привлекло увольнение Николя Буррио с поста директора Национальной высшей школы изящных искусств (École nationale supérieure des Beaux-Arts) в Париже.

Это произошло совершенно для него неожиданно. 2 июля Буррио вызвали в Министерство культуры, и министр Флер Пеллерен объявила ему о принятом решении. Беседа заняла 45 минут, и после этого Буррио только оставалось жаловаться, что у главы Минкульта не было против него «никаких фактических аргументов».

На его место прочат Эрика Де Шассе, нынешнего директора Виллы Медичи, французской академии в Риме (Académie de France à Rome — Villa Médicis). Конкуренты друг на друга скорее похожи. Обоим по 50 лет, у каждого свой послужной список. Николя Буррио известен руководством Дворцом Токио (Palais de Tokyo), который он вместе с Жеромом Сансом поднял из репутационных руин, затем работал в лондонской Tate, консультировал киевский Центр Пинчука, был одним из кураторов I Московской биеннале современного искусства. Главой École nationale supérieure des Beaux-Arts он стал в 2011 году. Он автор многих книг и экспозиций, харизматичен, молод, красив. У Эрика Де Шассе, который ничуть не хуже статью, тоже есть книги и выставки (он, в частности, был одним из авторов уже известной читателям The Art Newspaper Russia экспозиции «Барокко. На дне». Французскую академию в Риме, расположенную на Вилле Медичи, он возглавил в 2009 году, и в 2012 году был снова переназначен на этот прекрасный и единственный в мире пост. Никто тогда против его назначения не возражал.

Оба искусствоведа и критика — люди очень известные, обе институции — учреждения очень заметные, перемена все равно бы вызвала интерес, но более академический. Однако скандал вышел знатный. Ажитации добавила статья в кусачей французской газете Canard Enchaîné. В статье говорилось, что назначение Эрика де Шассе произошло не без влияния Жюли Гайе. Это нынешняя подруга президента Франции Франсуа Олланда, та самая, к которой он скакал из Елисейского дворца на мопеде, и был на этом застукан фотографом журнала Closer. Жена римского кандидата, актриса Анн Консиньи — подруга президентской подруги. Да и у самого Де Шассе с ней самые добрые отношения — год назад он назначил Жюли Гайе членом отборочной комиссии, которая распределяет гранты среди художников, надеющихся провести год в садах Виллы Медичи. В этом не было ничего необычного, в состав жюри входят не только художники, но композиторы, танцовщики, писатели, почему бы не войти актрисе, но скандал с Олландом был тогда слишком свеж, и Гайе пробыла в жюри ровно сутки.

Тогдашний министр культуры Орели Филипетти поспешно отозвала решение, что вызвало едва ли не большие издевки, чем само назначение. Сценаристке Эммануэль Бернхaйм позвонили утром и сказали, что хотят ее пригласить вместо Гайе, к вечеру ее фамилия уже стояла на сайте Виллы Медичи в списке членов жюри.

«Жюли Гайе была выбрана мной по профессиональным мотивам, — объяснял тогда Де Шассе. — Она известный кинопродюсер, известная актриса. Благодаря этому она уже входила в жюри ответственных конкурсов, вроде «Особого взгляда» в Канне». Отзыв же кандидатуры, по его словам, произошел для того, чтобы «жюри проходило без внешнего вмешательства кого бы то ни было».

Понятно, что с тех пор связка Де Шассе — Гайе постоянно отслеживалась. В новой отставке и назначении неизбежно увидели руку президентской подруги, уж так ли это было на самом деле или не так. Все обратили внимание, что Де Шассе заступал в Beaux-Arts без конкурса, в то время как Николя Буррио должен был в свое время наравне с 11 другими кандидатами представлять подробнейший проект, который рассматривался специальной комиссией. Пойманное на этом, Министерство культуры провело такой же финт, как с назначением-отзывом Гайе в жюри Виллы Медичи, и объявило-таки конкурс на директорское место. Однако на подготовку к нему кандидатам отвели всего две недели, что дает Де Шассе решающую фору.

В недавнем интервью Николя Буррио согласился, что такая поспешность «достойна банановой республики», и посетовал, что его увольнение произошло как раз перед самыми летними каникулами, что не позволило вступиться за него студентам и преподавателям.

Но с другой стороны посмотрев, нет никакого преимущества в том, чтобы увольнять директора в середине учебного года. Отношения же Буррио с Beaux-Arts никогда не были безоблачны. Часть преподавателей противилась его назначению, а несколько лет назад, когда он взял в партнеры модную марку Ralph Lauren, которая участвовала в реставрации здания школы, но взамен проводила во дворце на набережной Малаке модные дефиле и приемы, общественное мнение так и норовило его разорвать.

Студенты и профессура возмущались: fashion смеет мешать художественному процессу! На Буррио писали кляузы, но в тот раз Министерство культуры за него заступилось. Они понимали, что ситуация в художественных институтах меняется и вновь назначенный директор старается усилить другую сторону Beaux-Arts, которая все-таки не только художественная академия, но и исследовательский центр и большой выставочный зал. К тому же пытается заработать для школы именно те деньги, которые министерство с каждым годом сокращает.

Студенты Beaux-Arts, тем не менее, уже написали министру Флер Пеллерен письмо, в котором они ни в коем случае не ставят под сомнение профессиональные качества Де Шассе, но выражают свое удивление поспешностью и недемократичностью процедуры. Письмо произвело на меня большое впечатление сочетанием куртуазности оборотов и сложностью аргументации с энергичной концовкой: «Есть ощущение, что нас держат за чудаков».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+