Художник со стороны

В ходе Лондонской недели искусства (проходящей с 3 по 10 июля и совпадающей в этом году с неделей старых мастеров) в галерее Елены Щукиной открылась выставка Евгения Измайлова «Метаморфозы»

Арка, 1977
Арка, 1977

Впервые произведения художника были выставлены в Лондоне в далеком 1977 году в Институте современного искусства в рамках выставки «Неофициальное искусство из Советского Союза», организованной искусствоведом-диссидентом Игорем Голомштоком. В этот раз выставка Измайлова в Лондоне — персональная.

Среди всех художников своего поколения Евгений Измайлов стоит особняком. Он всегда был в стороне и от советского официоза, и от протестного, радикального нонконформизма, предпочитая пребывать в своем камерном образном мире. «Были временные соприкосновения, случайные совпадения по выставкам, а какой-то идейной направленности и идейных союзов я не имел», — заключает художник.

Измайлов окончил сначала МСХШ — художественную школу в Лаврушинском переулке. Ее библиотека с дореволюционными изданиями и журналами первых послереволюционных лет дала импульс к экспериментам с формой и предметом. За школой последовал Суриковский институт. По окончании обучения в 1964 году художник работал оформителем, декоратором в кукольном театре, реставратором церковных росписей; как и многие художники-концептуалисты, иллюстрировал детские книги. В конце 1960-х годов Измайлов преподавал в СХШ вместе с Михаилом Рогинским. Тогда же они и «сошлись то ли характерами, то ли вкусами». Эту встречу и творческую дружбу Измайлов до сих пор считает «большой ценностью». В 1970-е годы он участвовал в квартирных выставках, в 1980-е — в экспозициях «двадцатки» на Малой Грузинской. Участник знаменитой выставки неподцензурного искусства на ВДНХ (1975), Евгений Измайлов впоследствии закономерно вошел в число участников знакового проекта «Другое искусство», состоявшегося в 1990–1991 годах в Третьяковской галерее. С начала 1990-х годов Измайлов много работал и выставлялся в странах Западной Европы. Примерно тогда же он переезжает в Германию. Сейчас художник попеременно работает в подмосковной и кельнской мастерских.

Творчество Евгения Измайлова претерпело мало изменений с 1960-х годов: для него так же характерны многофигурные сложные аллегории, нагромождение фантасмагорических сюжетов, населенных полуфантастическими существами, обращение к работам старых мастеров и особенно обилие реминисценций из наследия Босха, Брейгеля и Рембрандта. Иногда во все это вкрапляются фрагменты жанра галантных празднеств, характерного для французских мастеров конца XVII — начала XVIII века. Измайлов под руководством Валерия Орлова увлекся в 1970-е годы техникой офорта. Для Измайлова «офорт — это техника, в которой есть возможность очень многое придумывать, изобретать, пробовать свои варианты». В итоге, как признавался художник, «офорт настолько сильно меня поглотил, что потом из него было трудно выбраться».

«Меня довольно сильно вдохновляет материал, поэтому я пробую довольно часто его менять. Я ищу интересные цветовые и композиционные моменты, а потом их обыгрываю. Интересно сделать один и тот же мотив в разных материалах: в офорте — один, в цвете — другой, в каком-то другом материале — третий вариант. Из этого выстраивается то, что превращается в образ. Но вначале думаю я не об образе, а о технической задаче. Образная трактовка приходит потом», — описывает сам художник стадии своего творческого процесса.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+