18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник со стороны

В ходе Лондонской недели искусства (проходящей с 3 по 10 июля и совпадающей в этом году с неделей старых мастеров) в галерее Елены Щукиной открылась выставка Евгения Измайлова «Метаморфозы»

Арка, 1977
Арка, 1977

Впервые произведения художника были выставлены в Лондоне в далеком 1977 году в Институте современного искусства в рамках выставки «Неофициальное искусство из Советского Союза», организованной искусствоведом-диссидентом Игорем Голомштоком. В этот раз выставка Измайлова в Лондоне — персональная.

Среди всех художников своего поколения Евгений Измайлов стоит особняком. Он всегда был в стороне и от советского официоза, и от протестного, радикального нонконформизма, предпочитая пребывать в своем камерном образном мире. «Были временные соприкосновения, случайные совпадения по выставкам, а какой-то идейной направленности и идейных союзов я не имел», — заключает художник.

Измайлов окончил сначала МСХШ — художественную школу в Лаврушинском переулке. Ее библиотека с дореволюционными изданиями и журналами первых послереволюционных лет дала импульс к экспериментам с формой и предметом. За школой последовал Суриковский институт. По окончании обучения в 1964 году художник работал оформителем, декоратором в кукольном театре, реставратором церковных росписей; как и многие художники-концептуалисты, иллюстрировал детские книги. В конце 1960-х годов Измайлов преподавал в СХШ вместе с Михаилом Рогинским. Тогда же они и «сошлись то ли характерами, то ли вкусами». Эту встречу и творческую дружбу Измайлов до сих пор считает «большой ценностью». В 1970-е годы он участвовал в квартирных выставках, в 1980-е — в экспозициях «двадцатки» на Малой Грузинской. Участник знаменитой выставки неподцензурного искусства на ВДНХ (1975), Евгений Измайлов впоследствии закономерно вошел в число участников знакового проекта «Другое искусство», состоявшегося в 1990–1991 годах в Третьяковской галерее. С начала 1990-х годов Измайлов много работал и выставлялся в странах Западной Европы. Примерно тогда же он переезжает в Германию. Сейчас художник попеременно работает в подмосковной и кельнской мастерских.

Творчество Евгения Измайлова претерпело мало изменений с 1960-х годов: для него так же характерны многофигурные сложные аллегории, нагромождение фантасмагорических сюжетов, населенных полуфантастическими существами, обращение к работам старых мастеров и особенно обилие реминисценций из наследия Босха, Брейгеля и Рембрандта. Иногда во все это вкрапляются фрагменты жанра галантных празднеств, характерного для французских мастеров конца XVII — начала XVIII века. Измайлов под руководством Валерия Орлова увлекся в 1970-е годы техникой офорта. Для Измайлова «офорт — это техника, в которой есть возможность очень многое придумывать, изобретать, пробовать свои варианты». В итоге, как признавался художник, «офорт настолько сильно меня поглотил, что потом из него было трудно выбраться».

«Меня довольно сильно вдохновляет материал, поэтому я пробую довольно часто его менять. Я ищу интересные цветовые и композиционные моменты, а потом их обыгрываю. Интересно сделать один и тот же мотив в разных материалах: в офорте — один, в цвете — другой, в каком-то другом материале — третий вариант. Из этого выстраивается то, что превращается в образ. Но вначале думаю я не об образе, а о технической задаче. Образная трактовка приходит потом», — описывает сам художник стадии своего творческого процесса.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+