18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сквозь огонь, воду и пену

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

В Центре Грабаря восстановили почти все предметы, пострадавшие в пожаре. В их числе — картина Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении»

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря горел летом 2010 года. Из 1220 находившихся там вещей 58 оказались повреждены. Не повезло и картине Жана Тасселя Жертвоприношение Ифигении — единственной в России работе художника. Габариты ее внушительны: это полотно размером 2×2,5 м. Во время пожара оно подверглось термическому воздействию, а потом упало в воду. Вода его и спасла.

Часть предметов после пожара попала на временное хранение в ГМИИ им. А. С. Пушкина, часть — в ГосНИИР, что-то принял ГИМ. Картина Жертвоприношение Ифигении оказалась в РОСИЗО, где простояла целый год. Когда Центр Грабаря смог организовать временные рабочие площади в съемных помещениях, реставраторы принялись за спасение картины. Казалось, та не подлежит восстановлению: белая пленка разложившегося лака почти полностью скрыла изображение. Во время пожара картина упала с мольберта, в правой ее части осталась вмятина. Минимизировать ущерб, нанесенный пожаром, специалистам удалось благодаря опыту работы с обожженной поверхностью картин (центр ранее работал с экспонатами из Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств в Грозном и Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева»).

Микротрещины лаковой пленки закрылись благодаря спиртовому отпариванию — проступил живописный слой. Укрепили аварийные участки красочного слоя и места угрозы осыпей, далее началась сложная разработка метода устранения ожогов с укреплением красочного слоя, укладки вздутий в местах ожогов и насыщения перегоревших слоев живописи для восстановления связующего. Решение всех проблем потребовало четыре года сложнейших работ.

Сегодня, глядя на Жертвоприношение Ифигении, сложно представить ее недавнее состояние.

В общей сложности за эти годы над картиной трудилось под руководством заведующей отделом реставрации масляной живописи Надежды Кошкиной более десяти специалистов разного профиля.

Работа по восстановлению красочного слоя картины Жана Тасселя заняла четыре года
Работа по восстановлению красочного слоя картины Жана Тасселя заняла четыре года

Реставраторы вытянули сияющую белизну Ифигении, голубые, красные и золотые тона, столь характерные для французской живописи XVII века, а также облако с фигурами Артемиды и лани и живописный фон, расположенные вверху картины, где она сильнее всего пострадала от огня.

Со временем удалось насытить полотно настолько, что его колорит практически перестал уходить, темнеть и блекнуть.
Как отмечают реставраторы, самым сложным в этом долгом процессе оказалось проявить выдержку. «Изображение никак не хотело стабилизироваться. Картина стояла какое-то время в нормальном состоянии, а потом мы вдруг обращали внимание, что поверхность опять мутнеет. И мы вновь начинали спасать то, что казалось уже спасенным», — рассказывает Василий Неустроев, один из тех, кто провел с Жертвоприношением Ифигении последние четыре года.
В Государственный музей-усадьбу «Архангельское» картина вернется после финальных тонировочных работ. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+