Сквозь огонь, воду и пену

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

В Центре Грабаря восстановили почти все предметы, пострадавшие в пожаре. В их числе — картина Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении»

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря горел летом 2010 года. Из 1220 находившихся там вещей 58 оказались повреждены. Не повезло и картине Жана Тасселя Жертвоприношение Ифигении — единственной в России работе художника. Габариты ее внушительны: это полотно размером 2×2,5 м. Во время пожара оно подверглось термическому воздействию, а потом упало в воду. Вода его и спасла.

Часть предметов после пожара попала на временное хранение в ГМИИ им. А. С. Пушкина, часть — в ГосНИИР, что-то принял ГИМ. Картина Жертвоприношение Ифигении оказалась в РОСИЗО, где простояла целый год. Когда Центр Грабаря смог организовать временные рабочие площади в съемных помещениях, реставраторы принялись за спасение картины. Казалось, та не подлежит восстановлению: белая пленка разложившегося лака почти полностью скрыла изображение. Во время пожара картина упала с мольберта, в правой ее части осталась вмятина. Минимизировать ущерб, нанесенный пожаром, специалистам удалось благодаря опыту работы с обожженной поверхностью картин (центр ранее работал с экспонатами из Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств в Грозном и Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева»).

Микротрещины лаковой пленки закрылись благодаря спиртовому отпариванию — проступил живописный слой. Укрепили аварийные участки красочного слоя и места угрозы осыпей, далее началась сложная разработка метода устранения ожогов с укреплением красочного слоя, укладки вздутий в местах ожогов и насыщения перегоревших слоев живописи для восстановления связующего. Решение всех проблем потребовало четыре года сложнейших работ.

Сегодня, глядя на Жертвоприношение Ифигении, сложно представить ее недавнее состояние.

В общей сложности за эти годы над картиной трудилось под руководством заведующей отделом реставрации масляной живописи Надежды Кошкиной более десяти специалистов разного профиля.

Работа по восстановлению красочного слоя картины Жана Тасселя заняла четыре года
Работа по восстановлению красочного слоя картины Жана Тасселя заняла четыре года

Реставраторы вытянули сияющую белизну Ифигении, голубые, красные и золотые тона, столь характерные для французской живописи XVII века, а также облако с фигурами Артемиды и лани и живописный фон, расположенные вверху картины, где она сильнее всего пострадала от огня.

Со временем удалось насытить полотно настолько, что его колорит практически перестал уходить, темнеть и блекнуть.
Как отмечают реставраторы, самым сложным в этом долгом процессе оказалось проявить выдержку. «Изображение никак не хотело стабилизироваться. Картина стояла какое-то время в нормальном состоянии, а потом мы вдруг обращали внимание, что поверхность опять мутнеет. И мы вновь начинали спасать то, что казалось уже спасенным», — рассказывает Василий Неустроев, один из тех, кто провел с Жертвоприношением Ифигении последние четыре года.
В Государственный музей-усадьбу «Архангельское» картина вернется после финальных тонировочных работ. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+