18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж с Алексеем Тархановым: Пугающая ретроспектива

Выставка в Музее современного искусства Парижа называется House of Horrors («Дом страха») и выглядит очень забавно. Это аттракцион, поезд из тех, что на ярмарках возят детишек по комнатам ужасов. Купив в кассе музея проездной билет (2€ — специально, 1€ — если за компанию с другой выставкой), можно сесть в двухместный вагончик-диванчик и проехать по нескольким залам, где вместо старых добрых ужасов вас ждут произведения искусства Элен Стюртевант.

«Дом страха» уже показывали в Музее современного искусства на ретроспективе Стюртевант Razzle Dazzle of Thinking, которая проходила здесь в 2010 году, еще при жизни художницы. Это ее последняя большая выставочная инсталляция. Через год, в 2011-м, на Венецианской биеннале был получен «Золотой лев» — почетный, за достижения в жизни, который чаще всего означает, что жизнь свершилась. Так оно и произошло: Стюртевант скончалась 7 мая 2014 года в Париже.

Во Францию она переехала из Штатов, где родилась, училась и работала до 1992 года. В Америке она вела жизнь художественной пиратки, воспроизводя произведения своих современников. Уже знаменитых, как Энди Уорхол или Роберт Раушенберг, или еще мало известных, вроде Кита Харинга. Одни возмущались, обижались и звали юристов, другие относились спокойно, третьи даже радовались. Попасть в стюртевантовскую копировальную машину было отчасти почетно, никто не спорил, что у нее есть чутье на хорошее искусство. Иные даже делились с ней техникой или, например, рамками для шелкографии, как это сделал Уорхол. С тех пор, когда его спрашивали о деталях работы, он отвечал: «Спросите у Элен, она это лучше знает».

Ее относили к «апроприаторам» — тем, кто воспроизводит чужую работу и подписывает ее своим именем. Казалось бы, это вторая вода на киселе: вот Марсель Дюшан берет анонимный писсуар и делает из него произведение искусства, а потом Стюртевант берет именной писсуар Дюшана и делает из него собственное произведение искусства. Знаменитая фотография Ман Рэя «Адам и Ева» воспроизводит композицию Лукаса Кранаха Старшего. Оригинал датирован 1528 годом, постановка — 1924-м. Позируют Марсель Дюшан и молодая манекенщица Броня Перлмуттер, подруга и жена Рене Клера. В 1967 году 43-летняя Стюртевант позирует в костюме Евы в такой же позе вместе с Робертом Раушенбергом — возможность оценить не только как изменилось искусство, но и как — сильно к лучшему — изменились тела художников.

Зато она предоставляла возможность критикам размышлять о месте автора в произведении, вариантах работы и фигуре «абсолютного художника», способного объединить в себе сразу нескольких конкретных мастеров. Не станет же Уорхол работать как Фрэнк Стелла! Его любят за то, что он Уорхол, а не Стелла. А вот Стюртевант может и станет. Не зря Джулио Паолини говорил с восхищением, что ее стратегия непревзойденна: вот ее нельзя скопировать — всех можно, а ее нет!

Даже собственное имя она апроприировала, то есть присвоила. Элен Оран из Огайо училась психологии в Айове и Колумбии и вышла замуж за рекламного агента по фамилии Стюртевант. Они развелись, но фамилия осталась и сделалась именем. Так, во всяком случае сказано в ее некрологе. Потому что сама она терпеть не могла распространяться о своей биографии (подозревали, что она выдумала в ней многое, включая год своего рождения), зато очень любила рассуждать по поводу своих работ. Возможно, именно эта страсть к философствованию увела ее из Америки во Францию, где в то время философия вокруг искусства была интереснее самого искусства.

Благодаря своей тактике воинственного повторения она не теряла связи со временем, осваивала новые техники и вообще постоянно шла в арьергарде авангарда. В результате в 1980-х она столкнулась с ситуацией, когда уникальность произведения вовсе перестала быть условием искусства. Это было связано с видео и компьютером. К чести пожилой дамы надо сказать, что новые технологии воспроизведения ее нимало не удивили. Скорее, обрадовали. Кроме всего прочего, это было легче физически: ей уже не приходилось ни писать, ни лепить, она могла снимать и сниматься, делать собственные ролики. Вроде того, где она в плаще и шляпе в образе Джона Диллинджера ходит мимо камеры, напоминая не столько знаменитого гангстера, сколько художника Йозефа Бойса. Она стала строить видеоинсталляции из нескольких экранов. Но вот что интересно: не попыталась, например, «апроприировать» Билла Виолу. Вместо этого напоследок она строит свой ужасный поезд — три сотни квадратных метров истории художественных фобий.

Маршрут начинается с художника, рубящего себе пальцы, — цитаты Стюртевант из Пола Маккарти, продолжается цитатой Стюртевант из Дэмиена Херста и завершается цитатой Стюртевант из Джона Уотерса — занимающейся копрофагией Дивин из его фильма «Розовые фламинго». Все это разбавлено Франкенштейном, живыми мертвецами, летучими мышами, скелетами и прочей пугающей ахинеей. Это выглядит так, как будто бы она отказывает коллегам в серьезности и даже копировать их всерьез не желает, поставив конкретные произведения в ряд с анонимной классикой балагана. Единственная способная напугать комната в «Доме страха» — это темное пространство в середине маршрута, в котором ничего нет и ничего не происходит.

В своей последней вещи Стюртевант говорит о работе художников как о бессмысленной коллекции аттракционов, собранных в ярмарочном сарае, — некая метафора нынешнего модного музея. Но ухитряется сказать это весело и без обиды, предоставив посетителю возможность прокатиться по «Дому страха» и вынести свое собственное заключение: «Какой же ужас это ваше современное искусство!».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+